3623

Миры и пространства
Живут и дышат
Длинными вдохами и длинными выдохами
И время течёт через камни и ветер
И небо над ними
Распахнуто настежь

Мы путешествовали на север России – в Ловозёрские тундры. Совершенно невероятно, насколько разнообразна наша страна, и так прекрасно иметь возможность открывать путь в эти сказочные пространства — за пределами границ областей и стран, культур и языков, — в миры звёздных камней, суровых звенящих озёр и космических ягельных полей.

Приход

Ловозёрские тундры находятся на Кольском полуострове за полярным кругом. Это значит, эти места неким образом ближе и к небу и к солнцу, а из-за близости к магнитным полюсам здесь видны полярные сияния. Также здесь живут гиперборейцы, медведи, саамы, олени, серебристые летающие змеи, блестящие ящеры и пушистые рыжие лемминги. Чтобы с ними встретиться и пообщаться, сюда приезжали последователи Рериха, разведчики Гитлера и другие, стремящиеся к запредельному, смелые исследователи космических глубин. А в настоящее время сюда приезжают в паломничества любители красоты мира и чистого кристального воздуха. Вот и мы отправились в путешествие по этим местам.

Заброска

🔥 Оформим иностранную банковскую карту для путешествий и покупок. Рекомендуем карту cвободного банка (📺видеообзор). Все карты тут.

Работаем 2 года, выдали 10 000 карт, гарантия выдачи или возврат средств! Честная рассрочка 0%

На спине рюкзаки, вокруг туман, под ногами шершавые камни. Ветер раздувает паруса дождевиков, мы поднимаемся по перевалу Эльморайок, на плато Карнасурта, чтобы перейти к реке Чинглусуай. Идём под дождём, то вверх, то вниз. Через несколько часов туман рассеивается, мы движемся по тропинкам в лесу причудливо изогнутых берёз, по черным каменистым руслам выходим на поляну, устланную бурой хвоей и окружённую елями. Дождь прекращается. Мы разводим костёр и обретаем первый тундровый дом.

Река и водопад

Река звенит. Горная, стремительная, с пронзительным ощущением чистоты и ледниковой свежести. Река спускается из каньона, по которому на следующий день мы поднимаемся и приходим к невероятной вышины водопаду. Это первое святилище, которое мы посещаем здесь. Удивительно, всего за день из привычного образа жизни мы оказываемся в месте, где наличие других цивилизаций становится если не само собой разумеющимся, то точно возможным. Величие гор и громадных скал словно переносит нас в другое измерение. И мы почтительно его приветствуем, пьём из бурлящего водопадного потока, и постепенно проникаемся звучанием пространства.

Сейдозеро

Сейдозеро овеяно легендами, туманами, окружено древними горами, рыжими болотами и мшистыми еловыми лесами. Мы приходим сюда по змеистым тропкам, вьющимся среди камней, кустиков черники, брусники, морошки и каких-то совершенно доисторических папоротников. Сейдозеро встречает нас серым, суровым, мощным. И мы проводим здесь три дня. Три сумеречных дня, наполненных ветром, дождём и проблесками солнечных лучей в громадах облаков, несущихся по небу, подобно то ли космическим существами, то ли громадным животным. Вечером мы слушаем индийскую сказку, погружаясь сквозь времена и расстояния в другие чудесные миры и истории, которые сплетаются временем – в сказе и в нашей действительности события разворачиваются в новолуние. И мы вместе с героями неким образом преображаемся и пробуждаемся с рождением новой луны в новом времени и пространстве.

Переход с Сейдозера на стоянку Ворона

Уже перед уходом из лагеря мы обнаруживаем, что наша палатка стоит прямо у порога норок леммингов, это такие рыжие круглые тундровые мышки. Лемминги воспользовались соседством с нами и основательно подъели наши запасы халвы, попробовали кофе и сыр. Они явно спокойны и довольны жизнью — сидят и смотрят из своих круглых норок в пушистых моховых кочках, как мы их выманиваем кусочками недоеденного ими же сыра.

Мы сворачиваем палатки, собираем рюкзаки и прощаемся с озером. Пора дальше — на перевалы и в горы. Светит солнце, становится довольно жарко, вдоль пути шумит бурлящая река. Из солнечного леса мы выходим на каменные плато. Погода меняется. Чем выше поднимаемся, тем суровее становится мир вокруг. Мы уже продираемся сквозь ветер, пробираемся через ревущие тёмно-серые тучи. Кажется, что мы взбираемся на невероятную вышину.

Стоянка Звёздного Ворона

Наверху горного плато Карнасурты, Горы Ворона, куда мы пришли, дует сильный ветер. Мы словно несёмся из одного пространства в другое вместе с этим кусочком земли, на котором оказались. Чудом ставим платки, пальцы совершенно заледенели. Только спустившись в укрытие среди камней, можем перевести дыхание и поужинать.

Вечером прямо над плато нависают тяжёлые тёмные тучи, носится леденящий ветер, мы жмёмся плотнее друг к другу, поём тонкими голосами песни революционных лет и смеёмся из глубины ощущения холода. И он на мгновение отступает.

А утром, открыв палатку, видим бескрайние горные просторы. Тучи разошлись, открылись мерцающие склоны, а синее звучное небо раскинулось от края до края царства высоких камней.

Я пошла гулять по лимонным ягелевым полянам, наблюдать, как поднимаются волны тёплого воздуха по граням каменных хребтов. Подъедая ягель, я словно погружаюсь в прозрачный и чёткий мир, появляется ощущение, что пространство «выпукло», как линза, и вообще мало согласуется с линейной трёхмерностью. Сосредотачиваю взгляд на малых формах – рассматриваю камни под ногами. Это тоже совершено невероятный и разнообразный мир – сверкающая на солнце серебряная слюда, сине-зелёные самоцветы, рубиновые кристаллы в розово-жёлтых округлых камнях – гномы разложили свои сокровища на обозрение.

Кольский полуостров

Рядом со стоянкой находится каньон с рекой в глубине и водопадом. Здесь осознаю, что стало не просто тепло, а даже жарко, от вчерашнего холода не осталось и следа. Я купаюсь в водопаде, подставляя голову под упругие струи быстрой воды, пена залетает в рот и нос, я отбрызгиваюсь, как зверь. С меня смывается сумеречная «завяленность» последних дней, тело звенит чистой ледяной и солнечной радостью.

К вечеру собираемся на вершине холма в каменном кругу у круглого очага. Воздух прозрачен и чист, такой контраст с сумраком влажных дней на Сейдозере. Ощущение такое, что мы находимся на крыше мира, среди звёздных сфер, бесконечно удалённые от буйства жизненных форм, но на тонкой связи с кристальными структурами осознанности. На крыше мира звенящий холод, воздушная изящность древнейших существ, невидимых, но ощутимых каким-то не менее древним чувством. Свежесть и свобода дыхания. И мы вместе сидим в кругу, рассказываем и слушаем истории мира пылающим языкам огня, а над нами нежное черничное небо расцвечивается закатными облаками, очертаниями напоминающими узоры ягеля. Заходящее солнце окрашивает выступающий среди серых теней скал полукруглый, как яйцо, холм в золотой цвет, и уже кажется, что он светится изнутри, а с его поверхности слетают множества искр, распускающихся цветками в вечернем воздухе. Сизые тени становятся всё темнее, пламя очага отсвечивает оранжевым на наши лица, а на горы спускается торжественная ночь.

Утром просыпаемся над морем белого тумана. Похоже, кто-то тайный поднялся облаком из ущелья проверить, кто появился на стоянке Ворона. А мы уже собираемся в новый путь, и молочная радуга открывает нам врата к Светлому озеру…

Текст: Александра Белова
Фото: Андрей Кайнаров, Евгений Адамович

Продолжение путешествия по Кольскому полуострову можно прочитать здесь.
Автор выражает благодарность клубу «Путь открыт» за возможность волшебных путешествий.

Санкции не страшны:
💳Иностранные карты для путешествий
🏨Где бронировать отели за рубли?
✈️Где искть авиабилеты?
🚘Как арендовать авто без карты?