В декабре прошлого года мы с парнем автостопом пересекли единственный наземный погранпереход между Малайзией и Индонезией на о.Борнео. Позже перебрались на Яву и внезапно поняли, что с автостопом с и общественным транспортом в этой стране сложно, потому что 90% населения перемещается на байках. Мы вдвоем с большими рюкзаками имели совсем немного шансов быть кому-то попутчиком. После прочтения нескольких блогов и просмотра цен на подержанные мотоциклы было принято однозначное решение – купить мотоцикл в Индонезии, покататься на нем сколько душа желает, а потом продать его за ту же (или немного ниже) цену. Заложив в это дело деньги на дорогу домой, мы рискнули, и ниразу об этом не пожалели.

ind00001

Выбор мотоцикла

В Индонезии самые популярные модели байков это Honda, Suzuki, Yamaha и Kawasaki. В разных частях страны их популярность может варьироваться.

На Бали 90% байков это новенькие и красивенькие Хонды моделей Vario и Scoopy, туристам они сдаются в аренду практически в идеальном состоянии. Также на этом острове популярны эксклюзивные чопперы и спортивные модели мотоциклов. На остальных островах мотоциклы попроще и постарше, а стоимость их аренды и уж тем более покупки гораздо ниже. Поэтому наш выбор пал именно на покупку подержанного байка в г.Сурабая на Яве.

На спортивном мотоцикле ездить быстрее и комфортнее – так вам покажется сначала. Но в городах он слишком большой и неудобный, особенно когда начинаются пробки. А так то на нем и негде ездить особо. Тут на трассе не разгонешься – много грузовиков и плохое состояние дорог.

Если планируете много ездить по горам, лучше выбирать байк с двигателем выше 100 куб. см. так как он удобнее. Наша старенькая хонда (мы выбрали Honda Supra Fit, 100 СС, 2006 года) еле выгребала на серьезных перевалах и пассажиру часто приходилось вставать и идти пешком под гору.

motorbike-bali

Аренда или покупка?

Если говорить о преимуществах покупки своего байка перед арендой, то они очевидны. За свою старенькую хонду ты не так боишься и трясешься за ее сохранность. Мы оставляли свой байк под вулканом Батур на ночь (где по легендам местные колотят байки камнями и пробивают шины тем, кто не берет гида для восхождения), под храмом Боробудур (когда перелазили через забор для проникновения внутрь), у подножья вулкана Ринджани в лесу на три дня (!). Арендованный новенький байк будет страшно так оставлять.

Также в случае аварии ремонт байка обойдется в копеечку, так как вы не сможете просто сами починить что-то или воспользоваться придорожным сервисом. Байки, которые выдаются в аренду, особенно на Бали, это новенькие экземпляры, на которых видна каждая царапина. И не дай бог вы вернете байк не в том состоянии, в котором его брали. Предприимчивые арендодатели порой сдирают с клиентов по сотне долларов за малейшее повреждение. Конечно же, не думайте, что они все такие, но случаи бывали.

Минусы владения своим байком (в сравнении с арендой) также имеются. Арендованный байк можно вернуть, если с ним что-то не так, и взять взамен другой. Или подождать, пока владелец отремонтирует его за свой счет. Если у вас свой байк, на вас лежат все расходы по ремонту мотоцикла, будь то прокол шины, отказавшие тормоза или проблемы с двигателем.

Также ориентируйтесь на время, которое вы хотите провести в стране. Покупка подержанного мотоцикла скорее всего будет выгодна, если вы остаетесь более, чем на три месяца.

indonesia-motorbike

Юридические тонкости

По закону иностранец в Индонезии может владеть мотоциклом, но для этого нужна рабочая виза, которая дает право получить местный временный ID, на который можно оформить байк. Но понятно, что это слишком большой гемморой для тех, кто просто хочет попутешествовать по стране на мотоцикле. Поэтому обычно покупаются подержанные модели с рук, а процесс покупки байка выглядит примерно так. Вы встречаетесь с продавцом на улице, передаете ему наличные, STNK (сертификат о регистрации транспортного средства), BPKB (книжка владельца), SKPD (квитанция об уплате ежегодного налога) и ключи от байка. В некоторых случаях продавец может заполнить бумажку, от руки вписать туда что-то в стиле «я продал белому мистеру этот мотоцикл за столько-то денег», купить в ближайшем супермаркете марку за полдоллара, прилепить ее и поставить свою подпись. Все, байк ваш.

indonesia-money
Документы, права и прочее

Вы всегда должны возить с собой права (желательно международные) и STNK. Последнее, между прочим, могут спрашивать даже при въезде в торговый центр, и если у вас с собой нет такой бумажки, то не пустят на парковку. Книга владельца нужна только для продажи мотоцикла, так что лучше оставить ее там, где вы временно живете или возить в барсетке. Не оставляйте книгу в багажнике байка, так как в этом случае, если байк угонят, то могут перепродать его, ведь на него есть все документы, нужные для продажи. Хотя, старенькая хонда вряд ли кого-то заинтересует.

Номера в Индонезии нужно продлевать каждые четыре года. Поскольку вы вряд ли задержитесь в этой стране надольше, выбирайте варианты, где номерам осталось минимум полгода до продления. Если меньше, то потом сложно будет продать.

ind00024

В бумажку под названием STNK также есть графа о налоге. Каждый год владелец обязан платить налог, который составляет 180 000 рупий. Заплатить его можно только в том регионе, где зарегистрирован байк. Поэтому, если вы решите купить байк в одной провинции, а продать в другой, то байк могут оценить дешевле, так как мало кто захочет кататься раз в год например из Ломбока в Сурабаю, чтоб оплатить налог. Есть фишка. Индонезия очень коррумпированная страна, тут по связям можно решить что угодно. Немудрено, что этот налог на самом деле можно заплатить где угодно, имея знакомых в той части страны, где тебе нужно. За такую процедуру однако могут запросить до 500 000 рупий «комиссии». Теперь вы понимаете, почему байк выгодней продать там же, где вы его брали.

Права желательно иметь международные. Если у вас таких нет, и вы не планируете заезжать на Бали, то вообще не волнуйтесь. Нас за два месяца по Яве и Ломбоку нигде ниразу не останаваливали и не спрашивали прав. А на Бали это происходило трижды. На этом острове в отделении милиции можно купить специальную книжечку за 300 000, которая «заменяет» международные права. Если ее нет, то при остановке местными гаишниками вам грозит штраф. Обычно его стоимость зависит только от того, насколько богато вы выглядите, как долго вы на Бали и как умеете торговаться. Мы слышали, с некоторых австралийцев сдирали до одного миллиона рупий. Но обычно торги спускают сумму до 50-100 тысяч. В редких случаях могут отпустить вообще без штрафа.

Кстати. Украинские международные права, согласно со статьей 41 Венской конвенции, признаются действительными в странах, взявших на себя соблюдать положения договора (Индонезия к этим странам относится).

ind00016

Процесс покупки и продажи

Покупать байк можно где угодно. Но. Уличные торговцы, орудующие на рынках купли-продажи, обычно не пишут цену на байке и говорят ее вслух только когда ты спросишь. Естественно, если ты белый, стоимость будет завышена в три раза. Если белый, но спрашиваешь по-индонезийски, то в два раза. Дальше все зависит от умения торговаться. Тоже самое происходит при продаже. Ушлые торговцы вытянут из вас последнюю копейку при покупке, а при продаже будут равнодушно вертеть носом и предлагать за него в пять раз меньше денег, чем было объявлено при покупке. Также они могут прибегать к хитростям во время осмотра, например, нарочно подкручивать что-то, чтоб ваш байк не заводился, чтоб дать за него еще меньше денег и т.д. Поэтому есть один секретик.

В Индонезии сделки купли-продажи хорошо проворачиваются через сайт olx.co.id С помощью интуиции и гугл-транслейта можно найти интересующие модели и созвониться с продавцом. Здесь однако вы можете столкнуться с трудностями взаимопонимания, так как мало индонезийцев разговаривают на английском. Что можно посоветовать – общаться с помощью переводчика, попросить о помощи индонезийского друга (каучсерфера), выучить самому несколько фраз, сделать себе мини-словарик.

ind00022

Продать байк приезжему на Бали довольно просто, там ведь живет много иностранцев. Если вы оказались в менее популярном месте, то можно посоветовать поискать в фейсбуке группы экспатов, их форумы и т.д. Иностранец не будет сбивать цену в пять раз, ковырять ваш байк и что-то нарочно портить. Если ему действительно нужен байк, то ему проще купить у вас, англоговорящего, чем у индонезийца.

ind00014

Запчасти и апгрейд

После того, как вы купите байк и перед тем, как решите на нем объехать интересующие вас острова, нужно провести небольшую подготовку. Надеемся, при покупке вы тщательно проверили на работоспособность главные детали и дело осталось за мелочами.

1) Шлем. Это первое и обязательное, что вам нужно для поездки на байке.
2) Проверьте сигнал. Если он не работает или работает тихо, поменяйте его на самый громкий, который только найдете (стоит полтора доллара). С помощью сигнала тут решается большинство вопросов, поэтому он вам необходим.
3) Сядьте на байк и посмотрите в зеркала. Обычно они настроены на маленьких низеньких азиатов, и вполне возможно что вы не будете ничего видеть за собой в этих зеркалах. Вам прямая дорога на любой мотосервис, поменять зеркала стоит 30 000 рупий, если старую пару вы оставляете.
4) Как вы будете перевозить свой багаж? Если вас двое и у вас два больших рюкзака, вам придется придумать какое-то сооружение для перевозки багажа. Если рюкзаки небольшие, их можно привязать сзади, но тогда придется отвязывать их каждый раз, когда вы захотите заправиться, если бак находится под сидением. Можно заказать металлическую полку, которая будет крепиться сзади. Ее изготовление займет несколько часов, стоит будет несколько сотен тысяч рупий. Закрепить рюкзаки на полке можно специальными резинками с крючками.
ind00020
5) Дождевики и другая защита от дождя. Актуально, но не слишком. Конечно, нелишним будет закупиться прорезиненными костюмами со светоотражателями и дополнительной накидкой на рюкзаки. Но тропический дождь – это не просто «покапал и прошел». Вам вряд ли захочется ехать в сильный дождь по скользкой дороге. Лучше переждать его в ближайшем варунге (местном кафе), которых по дороге очень много. То есть, грубо говоря, защита вам нужна чтоб доехать до ближайшей остановки. Поэтому не покупайте слишком дорогих и навороченных дождевиков.

Бензин

Здесь есть несколько видов бензина:
• Premium – как наш 92-ой, хватает для обычного байка
• Pertalite (часто подкрашенный голубым цветом) – как наш 95-ый, нужен если вы катаетесь по горам и для спортивных моделей
• Pertamax – наш 98-ой
ind00017
Premium стоит полдоллара за литр, если покупать его на государственных заправках, а таких здесь большинство. Также вдоль дороги часто можно увидеть столы со стеклянными банками. Там бензин немного дороже, плюс часто бывает разбавленный, а еще бывает что не доливают. Так, на Бали часто можно увидеть, что бензин разливают в бутылки с-под водки Absolut по 0.7 литра, а продают как литр.
Honda SupraFit берет 2 литра бензина на 100 км, если ездить по трассе. В городе и при подъеме в горы может есть до 4 литров. Обратно с гор можно спускаться на нейтралке, тогда бензин вообще не тратится.

Масло
Теоретически нужно менять каждые 1000 км. Цены на масло начинаются от 25 000 на Яве, до 80 000 на Бали, или еще больше, если продавец увидел в вас ходячий кошелек. Обычно в стоимость входит процедура смены масла, но нужно переспрашивать.

Saya mau ganti oil – Я хочу поменять масло
Harga ini oil dan ganti? – Это цена за масло и замену?

Ремонт

Вы довольно часто будете прокалывать шины, это поломка №1 у всех мотопутешественников. Приготовьтесь к этому и не расстраивайтесь, если это произошло – это неизбежно. Обычно вдоль дороги часто можно увидеть надпись «press ban» или «tambal ban» – «заклейка шин». Стоит это фиксированную цену по всей стране – 15000 рупий. Если шина безнадежно покоцалась или она уже старая, можно купить новую за 50000.

Saya mau press (/tambal) ban – я хочу заклеить шину
Saya mau beli baru – я хочу купить новую

Особенности дорожного движения
ind00018
С правилами дорожного движения в Индонезии все плохо. Все сводится к тому, что в принципе их нет. Все движение происходит под девизом «Делай так, как тебе удобно, лишь бы другим не мешал». Но если тебе очень надо, и если ты очень спешишь, то вторую часть предложения можно упустить. Так же это «лишь бы» напрочь забывается свеженькими туристами на Бали. На этом острове аварии с иностранцами случаются довольно часто. Плюс, дискомфорта добавляет непривычное левостороннее движение.

ind00012

Некоторые особенности передвижения на байке по Индонезии:
1) Если вы хотите повернуть, то включенного поворотника недостаточно. Нужно дополнительно махать рукой в том направлении, куда вы собираетесь, и делать это желательно очень активно.
2) Если едущий впереди байк замигал левым поворотником, то это еще не значит, что он не повернет вправо. Так же он может поехать прямо, развернуться назад или остановиться прямо здесь.
3) При аварии виноват тот, кто больше. Т.е. если вы на машине, сбили кого-то на байке, то виноваты вы. А если байк сбил пешехода, то виноват водитель байка.
4) Если на трассе вы сравнялись с большим автобусом или фурой, хотите обогнать, но впереди идет сужение дороги, то лучше пропустить его вперед, причем, стараясь на задерживаться у его «хвоста». Водители этих транспортных средств понимают, что они самые большие на дороге и самые опасные, поэтому они уверенны, что их все везде пропустят. Иногда автобусы вылетают на большой скорости на встречку, даже если по ней едет мотоцикл. Водитель на 100% уверен, что мотоциклист съедет на обочину (даже если ее нет), или просто растворится в пространстве.
5) Лучше не ехать сразу же за автобусом или фурой. Фуры тут все очень старые и из их выхлопной трубы поступают яды в большом количестве, которыми вам приходится дышать. А в автобусах часто есть кондиционеры, которые отводят влагу наружу не самым приятными способом.
6) Тротуары, даже если они есть, не для пешеходов. Они для того, что бы байки могли объезжать пробки на дорогах.
7) Детей и школьников на байкахлучше объезжать стороной. Они не умеют поворачивать с предварительным предупреждением, делают все резко и внезапно, часто катаются без шлемов.
8) Для обмена информацией между водителями часто используется сигнал. Чем громче и чаще вы бибикаете, тем больше вероятности, что вас услышат. В разных ситуациях «би-би» может означать:

Привет, как дела?
Я вправо
Стой, я еду, мне надо
Как погодка?
Осторожно, собака
Проходи, я пропускаю
Хелоу, мистер, хаваю?
Чувак, у тебя белый дым из выхлопной трубы
По чем кокосы?

и т.д.
9) Валяющейся на дороге собаке «бибикать» бесполезно. Она все равно будет лежать там до последнего. Лучше сразу настройтесь объехать.
10) Если видите, что небо едва затянуло еле видными тучками, а местные останавливаются и одевают дождевики, смело останавливайтесь тоже и одевайтесь. Им лучше знать, когда действительно польет, а когда нет.

А если обобщить все это, то можно вывести одно единое правило для езды на байке в Индонезии. Будьте всегда начеку, каждую секунду. Не расслабляйтесь даже когда вы одни на трассе и кажется, что вокруг никого нет. Будьте внимательными и никогда не брезгуйте шлемом!
ind00010

В пути. Остановки и прочее
В Индонезии хорошо развиты сети супермаркетов Alfamarket и Indomaret. Возле супермаркетов в большинстве случаев есть столики со стульчиками, часто бывает розетка и вай фай. Так же внутри супермаркета почти всегда есть работающий туалет, правда в индонезийском стиле – дырка в полу и ведро с ковшиком. Но если наловчиться, то в таком туалете запросто можно принимать быстрый душ. В долгой дороге вы часто будет чувствовать себя вспотевшим и грязным, поэтому такие остановки приносят невероятную радость.

ind00011
Если вы затеяли большой мототрип, на несколько тысяч километров, нелишним будет напомнить, что в Индонезии не так уж просто найти отель у дороги (если речь идет не о Бали). Посмотрите и забронируйте заранее отели на своем маршруте, если таковые имеются, или ищите альтернативные ночлежки (а-ля каучсерфинга). Но делайте это не в самом начале мототрипа, а когда будете точно знать, сколько километров в день вы сможете проезжать. Закладывайте время на отдых, не думайте, что сможете ехать нон-стоп по 400 км в день пару дней подряд.

Если вы не позаботитесь о ночлеге заранее, или если в вашем бюджете не выделено средств на недешевые отели, то скорее всего, вам придется ночевать где попало.
• Палатка. В жару можно с ума сойти, в дождь не поможет. Если ставить, то только вечером, когда солнце зайдет. Вдоль дороги сложно найти участок земли, на котором совсем ничего нет и которая совсем ничья. Приготовьтесь к тому, что к вам могут приходить «гости», посмотреть на вас, поинтересоваться, что вы здесь делаете и почему. С вами могут фотографироваться и вести беседы ни о чем, смотреть как вы едите, а потом как вы спите. Выбирайте удаленные от цивилизации места.
• У местных. Как уже было сказано, местные проявляют большой интерес к иностранцам и часто могут приглашать в гости. Будьте готовы, что вы будете центром внимания на протяжении вечера, к вам могут приходить дети даже из соседнего села, чтоб сфотографироваться для фейсбука.
• Заправка. Индонезия – мусульманская страна, где повсюду можно встретить мечети (кроме Бали). Поэтому государством предусмотрены молитвенные комнаты на заправках. Ночью они чаще всего пустые, туда запросто пускают заночевать. Там же рядом всегда есть туалет-душ. При ночевке на заправке вам нужно будет рано просыпаться, так как первая молитва в 5 утра, следовательно в молитвенную могут заходить люди.

ind00019

Отдельно стоит напомнить, что при езде на мотоцикле нужно одеваться сверху донизу, так как палящее солнце запросто может обжечь кожу, пока вы на ходу. Используйте солнцезащитный крем для особо важных участков кожи, если вы быстро сгораете. Почаще мойте руки и лицо, так как в долгих поездках вы будете набирать на себя много пыли.
ind00023

Куда ехать?
Индонезия – большая и прекрасная страна. Буквально каждый остров насыщен чем-то интересным. И конечно же первое, что можно посоветовать – это вулканы. Не увидев их, поездка в Индонезию будет неполноценной. Самый насыщенный вулканами остров – это Ява, их тут около тридцати. Можно посетить только популярные Иджен и Бромо, а можно продолжить путь к центральной части острова, вулкан Мерапи, и двигаться в сторону столицы, по дороге заехав еще на несколько активных «огненных гор».

К большинству вулканов вы даже сможете подъехать байком до подножья, дальше совершать пешее восхождение. На Бромо, например, можно заехать мотоциклом прямо в кальдеру Тенгер и погонять на двухколесном друге по черному вулканическому песку!

Кроме вулканов можно посетить большое количество пляжей с пальмами, озер, водопадов, горных перевалов, древних буддийских храмов, мечетей. В Индонезии можно перемещаться на мотоцикле даже между островами. Паромы, перевозящие людей, за небольшую дополнительную плату могут взять и мотоцикл. Например, полуторачасовой паром с Явы на Бали стоит всего 26 000 рупий, это два доллара. В эту цену включен провоз двух пассажиров.

Путешествуя на мотоцикле, вы сможете насладится сказочной природой индонезийских островов, окунуться в местную жизнь и увидеть страну изнутри. Такое путешествие запомнится вам гораздо круче любого тура, самостоятельного перемещения на общественном транспорте, или автостопного путешествия. Сложно передать словами, что ожидает вас в мото путешествии. Это нужно попробовать самому.

Фото и текст: Ирина Шаповал специально для Тревелбелки. Перепечатка и копирование запрещено.

Где жить в путешествиях?

Отели, виллы и аппартаменты надо искать на RoomGuru - этот сервис сравнивает цены по всем системам бронирования, включая Booking.com и Agoda.com
Любые отели в Крыму и Сочи, а так же дорогие отели на Мальдивах, в Доминикане, Мексике, Таиланде и Вьетнаме дешевле бронировать на Onlinetours как тур без перелета: введите название отеля в поиске Hotellook или звоните по телефону +7 (495) 191-38-89 и вам проверят цену. В городах СНГ выгодно снимать квартиры посуточно

Важно:

Любые туры и авиабилеты можно купить в рассрочку - 0% и без первого взноса
Установи мобильное приложение Тревелблеки и подпишись в телеграм - шок-тарифы появляются там раньше, чем в социальных сетях

7 КОММЕНТАРИИ

    • 1) чужие фото удалены

      2) я думаю каждый знает, что нельзя брать фото из гугла. особенно когда пишешь на чужой сайт, особенно когда тебе платят деньги. когда был редактор мы это проговаривали миллион раз. редактора нет, авторы старые, что прислали – то и опубликовали.

      3) авторский гонорар за одну статью на нашем сайте – мы готовы передать потерпевшим

      4) любые другие претензии стоит адресовать автору материала 555

    • 1) чужие фото удалены

      2) я думаю каждый знает, что нельзя брать фото из гугла. особенно когда пишешь на чужой сайт, особенно когда тебе платят деньги. когда был редактор мы это проговаривали миллион раз. редактора нет, авторы старые, что прислали – то и опубликовали.

      3) авторский гонорар за одну статью на нашем сайте – мы готовы передать потерпевшим

      4) любые другие претензии стоит адресовать автору материала 444

    • 1) чужие фото удалены

      2) я думаю каждый знает, что нельзя брать фото из гугла. особенно когда пишешь на чужой сайт, особенно когда тебе платят деньги. когда был редактор мы это проговаривали миллион раз. редактора нет, авторы старые, что прислали – то и опубликовали.

      3) авторский гонорар за одну статью на нашем сайте – мы готовы передать потерпевшим

      4) любые другие претензии стоит адресовать автору материала

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ