90 лет назад в авиации появились первые стюардессы

820

90 лет назад – 15 мая 1930 года – в мире был выполнен первый пассажирский рейс, на котором появились стюардессы. Это произошло в США: первые бортпроводницы обслуживали пассажиров на рейсе Сан-Франциско – Шайенн – Чикаго авиакомпании Boeing Air Transport (сейчас она известна как United Airlines). Полет продолжался 20 часов: в пути самолет Boeing-80A делал 13 остановок. На борту было 14 пассажиров.

Первую стюардессу звали Эллен Черч. Вместе с ней на том рейс работали еще семь девушек: первая четверка во главе с Черч летели из Сан-Франциско в Шайенн (штат Вайоминг), а остальные четыре – из Шайенна в Чикаго.

В стюардессы Эллен Черч попасть не стремилась. Собственно, в то время эта профессия (как и все в авиации) была сугубо мужской. К слову, первый бортпроводник в мире появился в Германии еще в 1912 году. Им был Генрих Кубис.

Но попасть в авиацию Эллен хотела: она очень любила самолеты, так как детство девушки прошло на ферме, которая располагалась рядом с аэродромом города Креско. Маленькая Эллен практически ежедневно видела взлетающие и садящиеся самолеты. И тогда она точно решила, что не планирует становиться женой фермера и ухаживать за коровами.

💥 Топ-3 акции сейчас:
1) Тинькофф, последний крупный банк без санкций: вечно бесплатная дебетовая карта + 1500 кэшбэка - оформить
2) Никто не открывает, мы открываем карту в Казахстане без поездки
3) -20% на отели, 30% кэшбэк на квартиры - получить

В 22 года Черч получила диплом медсестры и устроилась на работу в больницу. Однако, любовь к авиации девушку не отпускала, и тогда она пошла на курсы пилотов, по окончании которых получила летное свидетельство.

В феврале 1930 года Эллен Черч пришла в офис компании Boeing Air Transport, где встретилась с генеральным менеджером Стивом Стипмсоном. Черч понимала, что пилотом в Boeing ее не возьмут никогда, но она предложила руководству компании пустить на борт женщин-медсестер.

В то время большинство пассажиров реально боялись летать. И на то были причины. Авиакатастрофы, к сожалению, не были такой редкостью как сейчас (особенно с учетом значительно меньшего числа рейсов). Самолеты летали низко и иногда в реально плохую погоду, а не над ней. Поэтому Эллен справедливо рассудила: ну уж если девушка в салоне работает и не боится, то поводов для беспокойства нет.

«Я думаю, присутствие женщин в салоне – это неплохо с психологической точки зрения. Разве мужчина признается, что боится лететь, когда девушка работает в салоне?» – передала она свои аргументы в разговоре с Стимпсоном в интервью журналу Time.

В общем, Эллен убедила топ-менеджера Boeing, и он дал ей три месяца на то, чтобы найти еще семерых таких же бесстрашных медсестер, которые согласятся работать в салонах самолетах.

Первый экипаж стюардесс под руководством Эллен Черч. (Фото: SFO Aviation Museum)

Как писал Time, отбор у первых стюардесс был «пропитан сексизмом». Претендентки должны быть не замужем, без детей, симпатичными, миниатюрными (вес – от 45 до 54 кг, рост – не более 152 см), с образованием, возраст – от 21 до 26 лет.

С другой стороны, зарплату молодым девушкам предлагали хорошую – около $125 в месяц (для сравнения, средняя годовая зарплата в США в 1930 году была $1970).

Успех первого рейса со стюардессами был ошеломляющим: красивые девушки помогают пассажирам перенести полет и разносят еду (кстати, United первой в истории начала кормить пассажиров). В течение нескольких месяцев практически все авиакомпании США объявили набор женщин на должность бортпроводниц.

Сама Эллен Черч проработала в небе всего 18 месяцев. В 1938 она пострадала в автомобильной аварии и больше не могла летать. Эллен вернулась к медицине – окончила Университет Миннесоты и стала заведующей сестринским отделением больницы округа Милуоки. Во время Второй мировой Черч служила в корпусе медсестер армии США.

В августе 1965 года в возрасте 60 лет Эллен Черч погибла при падения с лошади.

К слову, в СССР первая стюардесса появится только спустя 9 лет после США. Ею стала 20-летняя москвичка Эльза Городецкая.

Первый свой рейс она выполнила 5 мая 1939 года – из Москвы в Ашхабад. Впрочем, такой должности как бортпроводница в то время в Союзе не существовало, поэтому девушку оформили кладовщицей, а называли по привычке буфетчицей. Но уже тогда к ней предъявлялись особенные требования – «стюардесса» должна быть не тяжелее 52 кг и не выше 162 см.

Путь из Москвы до столицы Туркменской ССР в 39-м году на самолете ПС-84 занимал 13 часов – с двумя промежуточными посадками. В обязанности Городецкой входила закупка продуктов для пассажиров и погрузка еды на борт.

(Самолет ПС-84. Точная копия американского Douglas DC-3. Считался самым комфортным лайнером своего времени)

Вот как Городецкая рассказывала о своей работе:

«Техника такая: берешь большущий чемодан — чем больше, тем лучше. Кладешь туда вилки, стаканы, тарелки, продукты, которые купила под отчет в аэропортовском ресторане, ну и разную прочую мелочь, и тащишь все — килограммов сорок — в самолет. Приходишь часа за два до вылета. Если в порту запарка, если в салоне не убрано, превращаешься в уборщицу — драишь самолет до полного блеска. Потом готовишь бутерброды, закуски, а там и посадка начинается. Я обычно после взлета начинала с того, что представлялась сама, потом представляла экипаж, рассказывала о маршруте. Порядок этот утвердился с тех пор везде».

После рейса Городецкая снова проводила уборку на самолете – меняла шторки на иллюминаторах и подголовники на креслах, протирала пыль.

Фигня
1
Норм
0
Годнота!
8

Как обойти все санкции?
Как открыть международную карту
Что нужно знать про банки
Где работает карта МИР
Где теперь бронировать отели
Где сейчас искать авиабилеты
Как арендовать авто без карты

Промокоды каршеринга: Яндекс: TRAVEL, Делимобиль: REF0I2IE, Белкакар: BGWK0520, You Drive: 4XNn7S, Самокаты Urent: BELKA

Подписаться: Facebook|Facebook туры|ВКонтатке|Telegram|Instagram|You tube
Приложение: iOS|Android

Круизный эксперт и тревел журналист. Разведку всегда ведет на местности и пробует все на себе.