Представьте себе гигантскую песочницу, в которой талантливой рукой вылеплены дома, улицы и невероятной красоты здание, возвышающееся над всем этим песчаным миром. Таким видится Дженне – город из песка, застывший во времени.
Дженне – один из древнейших городов не только Западной Африки, но и Африки прочей, той, которую в научном сообществе принято называть «южнее Сахары». Первые упоминания о городе относятся к III веку до нашей эры, когда на этом месте появились первые поселенцы. В средние века Дженне процветал за счет торговли — город находился на пересечении важных торговых путей. Со временем он стал крупным торговым пунктом, чему немало способствовала и близость важной водной артерии Западной Африки – реки Нигер. Тогда Дженне и близлежащие территории занимала народность сонинке, образовав небольшое «государство», известное как империя Гана (не путать с современным государством Гана в Западной Африке).
Знакомство с городом неизменно начинается с Большой мечети. Это визитная карточка не только Дженне, но и всего Мали. Надо сказать, что основной архитектурный стиль всех малийских городов, кроме Бамако, называется «западносуданский» (или «суданский», или «судано-сахельский»). Такое название было дано не потому, что этот стиль преобладает в западной части современного Судана, а потому, что Западный Судан – это историческая территория, в которую входили современные Мали, Мавритания, Буркина Фасо и ряд других стран Западной Африки. И Большая мечеть в Дженне – самый яркий образец, настоящий символ этого особенного, ни на что не похожего архитектурного стиля.
Ислам пришел в эти края в XIII веке, и только спустя столетие на этом месте была построена первая в стране мечеть, до нашего времени не сохранившаяся. Здание мечети в том виде, в котором оно предстает сегодня, было построено в начале XX века. Большая мечеть – самое большое в мире сооружение, построенное из «банко» — смеси глины, соломы и коровьего навоза. Она, будто огромный замок из песка, вырастает над всем городом. Особенности архитектурного стиля делают мечеть не похожей на привычные нам, традиционные мечети: глинобитные стены испещрены деревянными балками, а округлые башни-минареты венчают зубцы цилиндрической формы, символизирующие страусиные яйца – символ плодородия.
Во влажный сезон стены мечети размывает дождем, и жители всего города заново восстанавливают ее, лепят снова и снова свою глиняную достопримечательность. Процедура эта повторяется из года в год. В сезон дождей «тает» не только мечеть, но и дома горожан. Впрочем, как и все городские постройки — здесь разрешается возводить здания только из банко. Новые здания должны быть выдержаны в традиционном архитектурном стиле и не могут быть выше Большой мечети. За соблюдением этих правил ревностно и неусыпно следит специально организованный комитет. Местные жители не имеют права преступить к реставрации собственных домов, пока работы по восстановлению стен мечети не будут завершены.
Каждый понедельник на площади перед мечетью разворачивается самый большой и колоритный рынок во всей Западной Африке. Сюда свозятся товары со всего Мали и из соседних Буркина Фасо и Нигера. Здесь можно найти что угодно: от перца чили до старой мебели. Рынок открывается рано утром, и уже к часу дня торговля закрывается. Лучшее время для посещения рынка – часов 10 утра.
Африканский рынок – это настоящее буйство красок: визуальных, обонятельных, слуховых. От пестроты нарядов торговок рябит в глазах, а от резких запахов и их немыслимых сочетаний кружится голова.
Если подняться на крышу одного из прилегающих к площади зданий, можно увидеть весь город. От Большой мечети в разные стороны разбегаются лабиринты маленьких, узких улочек, на которых время словно остановилось. Здесь можно увидеть традиционные дома народности фульбе (их в городе большинство), жилища зажиточных горожан с треугольными зубцами на крыше, по которым можно узнать, сколько у их хозяев детей.
Время, действительно, останавливается, как только солнце входит в зенит. Полуденная жара становится нестерпимой. Горожане спасаются от нее в тени своих дворов, в прохладе глинобитных стен, а туристы – в кафе, магазинах, лавках. Жизнь в городе замирает. Яркое солнце слепит глаза, отражаясь от песка (песок здесь повсюду: сказывается близость Сахары), и потому кажущееся еще более ярким. В это время Дженне выглядит однотонным: дороги, улицы, дома – все песочного цвета. Изредка эта однотонность разбавляется ослепительными вспышками красок: яркие платья женщин, нарядные ставни окон в домах горожан, красиво украшенные двери или лоток торговца сувенирами и невероятными африканскими украшениями.
Полуденную тишину прерывают детские голоса. Это школьники возвращаются с занятий. В Дженне сильно исламское образование. Дети начинают изучать Коран с малых лет: сначала заучивают суры, а потом учатся записывать их по-арабски на специальных дощечках. Посещение исламской школы является обязательным для всех детей. Занятия в них проходят наряду с занятиями в обычной школе. В первой половине дня дети изучают стандартные школьные предметы, а после обеденного перерыва – Коран. Гуляя по городу, можно увидеть такие школы: двери открыты настежь, перед дверью груда детской обуви, а внутри маленькие ученики сидят на лавочках и разноголосым хором повторяют суры.
В городе много ремесленных мастерских. Здесь куют, вырезают по дереву, изготавливают серебряные украшения, производят ткань «боголан», которая сама по себе является местной достопримечательностью. Производится она так: грубое и плотное хлопковое полотно опускают в чан с грязевым раствором, после чего она становится коричневой или черной, затем ткань высушивают. Когда изделие полностью высохло, на него наносится рисунок специальным раствором соды, который расщепляет покрывающую ткань грязь, оставляя белые узоры. Хоть боголан и стоит дорого, изделия из него пользуются популярностью как среди туристов, так и среди местных жителей. Из него изготавливают покрывала, картины и даже одежду. В лавках, торгующих боголаном, можно попросить отрезать от понравившегося изделия кусок любого размера и купить его в качестве сувенира.
Ближе к вечеру, когда жара спадает, жизнь в городе возобновляется. На улицах снова становится шумно: мастерские заработали в полную силу, дети играют на улице, торговцы сувенирами выносят на себе свой товар и ходят по городу, предлагая его всем встречным туристам. А туристы, уже успевшие посетить все магазины, спасаясь в них от жары, просто бродят по улицам.
Вечер наступает очень быстро. Предзакатное солнце окрашивает песчаный город в терракотовый цвет. В этих широтах темнеет мгновенно. Не успеешь оглянуться, как на город опускается ночь. Так Дженне прожил еще один день. Таким же, скорее всего, будет и следующий. Уклад жизни здесь не меняется годами. Конечно, плоды цивилизации проникли и сюда: мобильная связь, интернет, динамики и громкоговорители на минаретах мечети. Но город сумел сохранить не только свой исторический облик, но и непередаваемую атмосферу средневековья, органично сочетающуюся с африканским колоритом.
Текст: Мария Григорьева
Ответы на все вопросы: 💳Как теперь платить заграницей? 🏨Где бронировать отели за рубли? ✈️Где искть авиабилеты? 🚘Как арендовать авто без карты? 💰Выше, чем на сайте банков: вклад под 26%
Белка в телеграм: ❤️Главный канал 🔥Горящие туры 🛳️Круизы 💵Деньги и банки 📲Мобильное приложение: iOS|Android