Как авиакомпания с одним самолетом стала лучшей в мире

1738

На прошлой неделе британское агентство Skytrax в очередной раз раздало «оскары» лучшим в авиаиндустрии. По итогам 2021 года лучшей авиакомпанией пассажиры признали катарскую Qatar Airways. Второе и третье места соответственно заняли Singapore Airlines и японская ANA All Nippon Airways.

Авиационные монстры всего мира, в парке которых сотни лайнеров и десятки тысяч работников, ежегодно соревнуются друг с другом за право стать лучшим, изобретая для пассажиров все новые и новые фишки.

Но в мире была авиакомпания, которая всего с одним самолетом по качеству обслуживания и удовлетворенности клиентов встала в один ряд с такими перевозчиками, как Singapore Airlines и Air New Zealand.

Этот перевозчик назывался Palmair. Его история началась в 63 года назад в британском городе Борнмут. В июле 1958 года владелец местного туристического агентства Bath Travel Питер Бат предложил своему приятелю Рею Баркеру организовать рейс из Борнмута на испанскую Майорку. На тот момент у Баркера уже был заказанный чартер на испанский остров, но из лондонского аэропорта Гэтвик. Однако, билеты на рейс продавались «со скрипом». Тогда Бат предложил перенести вылет из Гэтвика в аэропорт Борнмута, пообещал, что в таком случае его турбюро заполнит 36-местный самолет Vickers Viking.

🔥 Оформим иностранную банковскую карту для путешествий и покупок. Рекомендуем карту cвободного банка (📺видеообзор).
Все карты тут (📺видеообзор).

Работаем 2 года, выдали 10 000 карт, гарантия выдачи или возврат средств! Честная рассрочка 0%

Баркер согласился и тогда Bath Travel разместила в местной газете Bournemouth Echo объявление о продаже турпакетов в Испанию с вылетом из Борнмута. Горожане, обрадованные, что ради вылета в отпуск им не придется ехать в Лондон за 150 км, раскупили билеты за три дня.

Рейс улетел с полной загрузкой. Собственно, так и началась история авиакомпании Palmair.

Видя огромный интерес горожан к вылетам «из дома», Бат решил развивать эту тему, и уже через год его авиакомпания заказывала под свои рейсы на Майорку 62-местный Vickers Viscount, а позже лайнеры под рейсы Palmair давали такие авиакомпании, как British Caledonian, British United Airways, Air Europa и др.

Бизнес рос как на дрожжах: спустя несколько лет Palmair предлагала прямые рейсы из Борнмута на Коста Бланку, затем была открыта Ибица. В 1968-м рейсы стали круглогодичными, а в 70-м были запущены полеты на Корфу (Греция), в Ниццу (Франция), на Менорку (Испания), в Швейцарию и Югославию.

При этом, несмотря на то, что в парке авиакомпании не было ни одного самолета, степень влияния Bath Travel на британский турбизнес того времени невозможно переоценить. Многие эксперты считают, что именно этот оператор открыл британцам Испанию, которая до сих пор остается для них главным местом отдыха.

Фирменной фишкой Palmair стало то, что директор компании Питер Бат с момента открытия рейсов и до самой смерти в 2006 году лично встречал и отправлял каждый самолет, желая своим клиентам хорошего отдыха. Даже за два месяца до своей смерти, когда он уже с трудом передвигался и не мог приезжать в аэропорт, он выходил на лужайку перед домом и махал рукой пролетающему над ним лайнеру Palmair.

В начале 90-х туроператору стало все труднее убеждать крупные авиакомпании размещать самолеты в аэропорту Борнмута под нужды Palmair, и тогда Питер Бат решил приобрести собственный лайнер. В 1993 году в его авиакомпании появился британский BAe 146. Он совершал рейсы из Борнмута по 70 направлениям.

В 1997 году в опросе, в котором приняли участие более 20 тысяч британцев, Palmair всего с одним с самолетом была названа самой популярной авиакомпаний Соединенного Королевства.

В 1999-м лайнер BAe 146 заменили на более вместительный Boeing-737. В собственном самолете Palmair ради удобства пассажиров могли делать все, что хотели. Поэтому сразу же после покупке были удалены несколько рядов кресел, чтобы дать клиентом больше пространства для ног. Каждый день туалет и салон самолета стюардессы украшали живыми цветами. Каждый пассажир мог бесплатно выбрать себе не только место в салоне, но и питание. Кстати, еда готовилась прямо перед вылетом в аэропорту Борнмута и по просьбе пассажира в блюдо могли внести небольшие изменения в зависимости от предпочтений человека.

В летние месяцы самолет Palmair совершал не более двух рейсов в день, зимой – по одному рейсу. При этом ни один вылет не назначался раньше 9 утра, так как Питер Бат считал ночные полеты «антисоциальными». (После его смерти первый рейс был сдвинут на 8:20 утра).

И даже когда Бат умер – традиция встречать и провожать пассажиров Palmair не прекратилась. Вместо него это делала Терезия Роселло. Она живет в 10 минутах езды от аэропорта Борнмута и каждый вечер дома на кухне компоновала рассадку пассажиров так, чтобы потом на регистрации в аэропорту каждый из 130 человек получил желаемое место.

В 2003 году британский потребительский журнал Which? на основе опроса тысяч читателей признал Palmair лучшей авиакомпанией Великобритании, а спустя пять лет тот же журнал на основе опроса 70 тысяч авиапассажиров поставил Palmair на третье место в списке лучших авиакомпаний мира. Всего в рейтинге было 70 перевозчиков. Третью строчку Palmair разделил с Air New Zealand. Первые два места достались Singapore Airlines и Jet Airways.

К сожалению, Питер Бат не дожил не дожил до этого момента. Комментируя рейтинг управляющий директор авиакомпании Дэвид Скилликорн не смог сдержать эмоции:

«У нас всего один самолет, а мы сделали таких монстров как Virgin Atlantic и British Airways. Посмотрите на Singapore Airlines. У них сотня лайнеров, включая крупнейший на сегодняшний день А380. Их пассажиры могут выбирать фильмы, питание, и даже заказать массаж. Мы же можем лишь спросить – вы будете чай или кофе? Вот почему я польщен. Войти в тройку лучших авиакомпаний мира с одним самолетом – это достижение».

Впрочем, груз экономических проблем оказался сильнее. Palmair прекратил полеты в конце октября 2010 года. Комментируя остановку деятельности, Дэвид Скилликорн сказал: «К сожалению, мы не неуязвимы к тому, что происходит вокруг нас. У авиакомпании был просто ужасный год».

В ноябре 2010 года единственный лайнер авиакомпании, кстати, названный в честь основателя The Spirit Of Peter Bath («Дух Питера Бата») был возвращен лизинговой компании Astraeus Airlines. В 2013 году самолет был разрезан и часть фюзеляжа установлена в Музее авиации Борнмута около аэропорта.

Питер Бат введен в Зал славы британской туристической индустрии, где его имя стоит в одном ряду с основателем Virgin Group сэром Ричардом Брэнсоном. В 2005 году Бат был награжден Орденом Британской империи за вклад в развитие туризма и благотворительность. В 2006 году, за несколько месяцев до смерти, он получил национальную награду за вклад в индустрию туризма. На церемонии награждения 79-летний Питер Бат сказал: «В моем возрасте это более чем достаточно».

Санкции не страшны:
💳Иностранные карты для путешествий
🏨Где бронировать отели за рубли?
✈️Где искть авиабилеты?
🚘Как арендовать авто без карты?

❤️Приключения начинаются здесь
📲Установи приложение: iOS|Android

Фигня
0
Норм
4
Годнота!
39
Действующий журналист федерального СМИ. Постоянный автор туристических разделов ведущих изданий России. Круизный эксперт и опытный путешественник. Лично летает во все страны и пробует все на себе.