Мьянма (также известная как Бирма) – страна, которая сравнительно недавно открыла свои двери для самостоятельных туристов, поэтому сейчас это лакомый кусочек для путешествующих по Юго-восточной Азии. Конечно же, туризм здесь не так развит, как в соседнем Таиланде или Малайзии. Поэтому бэкпекерам разных стран приходиться импровизировать и включать смекалку, чтоб удобно построить свой маршрут по стране и посмотреть максимум за отведенное время, не пользуясь пакетными турами и не тратя целое состояние. В этой статье мы разложим по полочкам все доступные способы перемещения по стране, чтоб вы могли выбрать для себя самый рациональный и приемлемый.
Как попасть в страну
- Самолетом
Прямых рейсов из России/Украины/Белоруссии нет, также страна не соединяется рейсами с узловыми аэропортами в Дубае, Катаре, Турции. Прилететь можно только из близлешайших азиатских стран. Многочисленные компании-лоукосты совершают регулярные рейсы в Мьянму из Таиланда (Бангкок, Чианг Май, Пхукет), Малайзии (Куала-Лумпур, Пенанг), Вьетнама (Ханой), Сингапура, также некоторые китайские авиалинии выполняют рейсы из Гуанчжоу и Куньмина, и индийские авиалинии из Калькутты. Стоимость билетов из ближайших городов (Бангкок, Пенанг) колышется в районе 20-50 долларов в одну сторону, но по акции можно найти билеты минимум за $14. В стране два международных аэропорта – в Янгоне и Мандалае.
- По наземной границе
Наземный въезд в страну возможен со стороны Таиланда, но из 4 наземных пунктов только один стабильно принимает туристов, которые собираются проникнуть внутрь страны по земле. Называется он Mae Sot — Myawady, находится на северозападе Таиланда. Остальные пункты пускают туриста в страну, но из той территории не всегда можно попасть дальше по земле. Попадание внутрь страны порой бывает возможным только внутренними авиалиниями. Также эти пункты используются для визарана живущими в Таиланде. Перед въездом в страну узнавайте актуальную информацию из блогов путешественников, чтоб не потерять однократную визу, въехав не с той стороны.
Из Мьянмы можно добраться в Индию по земле и наоборот, но этот способ непростой и к тому же требует дополнительных денежных затрат. Предварительно через бирманское агентство нужно заранее оформить пермит на посещение отдельных территорий Мьянмы. При этом, вы не сможете провести в дороге неограниченное количество времени и заезжать куда захотите по пути, так как часто к туристу приставляют гида, который гарантирует вашу безопасность и то, что вы не всунетесь куда не нужно. Эта возможность была доступна последние несколько лет, но в июне 2016 года выдача пермитов временно приостановилась. Связывайтесь с мьянманскими турагентствами для уточнения актуальности информации.
Есть один наземный переход из Китая, но впускает туристов только на ограниченную территорию. Погранпереходов с Лаосом и Бангладеш нет.
- На лодке
Есть возможность попасть в Мьянму на водном транспорте из тайского национального парка Ranong в самый южный бирманский городок Kawthoung. Но, к сожалению, на этом райончике знакомство со страной закончится, так как дальше в страну вы не попадете. Это скорее экскурсия одного дня.
Также есть возможность увидеть территорию Мьянмы с «Золотого треугольника» — границы Таиланда, Лаоса и Мьянмы. Но здесь на лодочной экскурсии вам будет доступна для осмотра одна деревушка и один островок. Экскурсионный вариант, дальше в страну пробраться нельзя.
Перемещаемся внутри страны
Не смотря на недавнюю закрытость Мьянмы, сегодня путешественник может воспользоваться многими видами транспорта, чтоб достаться до главных достопримечательностей. Стандартное 1-2-недельное путешествие по стране обычно проходит по накатанному маршруту, так называемая «золотая четверка»: Янгон – Баган — Мандалай – Инле.
При наличии бОльшего количества времени можно дополнительно посетить бывшую летнюю столицу Pyin Oo Lwin и шанские деревни Hsipaw и Lashio, деревню Кало, золотой камень на утесе около Kyaikto, официальную столицу Нейпьядо, город Моламьян, пещеры в Хпа-Ане, пляжный курорт Нгапали, древний город Мраук-У, и еще с десяток интересных мест. Достопримечательности «золотой четверки» сообщены между собой большим количеством транспорта, в то время как в менее популярные места можно добраться только внутренними авиалиниями или автостопом, так как автобусная и железнодорожная сеть не везде хорошо развита.
Вот примерная карта со всеми видами транспорта в Мьянме:
- Автобусы
Самый предпочитаемый туристами способ передвижения в Бирме. Четырехугольник «Янгон-Баган-Мандалай-Инле» сообщается большим количеством перевозчиков на любой кошелек. От стареньких обычных автобусов (но при этом с кондиционером), до вип-автобусов с самолетными сидениями и туалетом внутри. Уровень комфорта автобуса напрямую зависит от стоимости билета. Большинство таких автобусов покрывают большие расстояния, поэтому они ночные. Довольно удобный способ добраться куда нужно и одновременно сэкономить на ночевке в отеле.
Неприятная особенность большей половины автобусов заключается в том, что они делают обязательные остановка каждые 4-5 часов. На остановках всех выгоняют на улицу не в зависимости от желания. Быть поднятым в два часа ночи на принудительную остановку не очень приятно. Интересуйтесь заранее, покупая билет, делает ли автобус остановки в ночное время.
Покупка билета
Здесь все тоже не так просто.
Парадокс мьянманских автобусных перевозок заключается в том, что купить билет на автобус дешевле в отеле, чем на автовокзале.
Есть еще специальные точки для продажи билетов от разных компаний (в Янгоне например они расположены напротив ЖД вокзала), но и там с вас возьмут комиссию. Ровно так же, как в отеле или на автовокзале. Поэтому нет смысла кататься куда-то за поиском билетов, удобнее купить билет на ресепшине в вашем отеле или гестхаусе. В этом случае вас могут забрать прямо из-под отеля на трансферном бусике. Самостоятельно же до автовокзала будет добираться долго и, возможно, дорого. Например, в Янгоне автовокзал находится вдалеке от города, доехать туда можно местным автобусом №34 (отправляется от пагоды Суле) за 200 чат (16 центов), или на такси за примерно 8000 чат ($7). При этом нужно учесть, что путь может занять час-полтора, нужно заранее выезжать чтоб успеть на свой рейс. Сам автовокзал в Янгоне огромный и все написано по-бирмански, но вам не нужно разбираться в этом самостоятельно, так как на выходе из автобуса №34 дежурят «помогайки», которые доведут вас до нужного автобуса, и это бесплатно (вы уже оплатили комиссию за их услуги при покупке билета).
Можно попробовать купить билет прямо на автовокзале в день поездки, но это тоже вариант так себе, потому что:
- На популярные направления быстро разбирают билеты, вы рискуете не успеть, если приедете в тот же день.
- Точки продажи билетов на автовокзале тоже берут комиссию, и иногда она даже выше, чем та, которую предлагают в отеле или в точках продажи в городе.
- Если в этот день по нужному направлению едет всего 1-2 автобуса, с вас могут взять неприличную комиссию, потому что выбора у вас особо нет.
Примерная стоимость билетов на автобус на июнь 2016:
- Янгон – Инле $11
- Инле – Мандалай $9
- Мандалай – Баган $9
- Баган – Янгон $12
Билеты на вип-автобусы в слиппер-класс могут стоить порядка 15 долларов, но это будет современный автобус с «самолетными» сидениями, туалетом внутри, розетками, бешеным кондиционером (вам выдадут плед, но лучше с собой дополнительно взять теплую кофту), также часто выдают водичку и простенький перекус.
На заметку бюджетным путешественникам:
При заезде на автобусе в туристические места типа Багана и озера Инле автобус останавливается возле будки сбора денег с иностранцев за въезд на территорию. При этом на самой территории эти билеты почти не проверяют. На Инле сбор составляет около 10 долларов, в Баган почти 25 (на июнь 2016). Если вы не хотите платить этот сбор, нужно будет придумывать альтернативный способ как добраться. Например, будка возле Багана работает до десяти вечера, и если вы приедете туда последним автобусом из Мандалая, то некому будет брать с вас мзду. А если добраться на попутках со стороны юга, то будку вы и вовсе не увидите.
- Поезда
Очень полезный сайт со всеми маршрутами и ценами здесь. В мьянманских поездах обычно есть три класса:
- Ordinary — деревянные лавки, вентиляторы, немного страшноватый интерьерчик, но зато дешево и сердито. Билет из Мандалая в Янгон (700+ км, ехать 14 часов) стоит чуть меньше 4 долларов.
2. Upper – сидения как в автобусе, с белыми накидками под голову, мягкие, но не очень чистые. Посвободней, покомфортней, небольшая разница в цене с ординари классом. Билет из Багана в Мандалай стоит 1800 чат (полтора доллара), ехать 7 часов.
3. Sleeper – типа нашего купе, но оно попросторней, больше площадь, внутри есть свой санузел с умывальником, розетки, столик. Билет из Мандалая в Баган в таком классе стоит около 20 долларов. На расстояние побольше стоимость может быть вполне сопоставима с самолетной.
Поезда едут сравнительно быстро, но очень шатаются и внутри слишком шумно. Во время движения в поезде часто разносят местную еду и снэки. На остановках тоже можно купить покушать и даже выпить. Как и у нас в поездах, тут часто разносят пиво и прочие горячительные напитки. «Европейской» еды никакой не предусмотрено, берите все с собой если хотите. Не забудьте санитайзер для рук, мыло и туалетную бумагу. Здесь такое редко встречается.
Городской поезд — бюджетное развлечение, доступное в Янгоне. Круговая электричка по окрестностям города, стоит 200 чат ($0,16), едет три часа. Отличная возможность познакомиться с жизнью мьянманцев, просто сидя на месте и вертя головой.
Если будете путешествовать на поездах по Мьянме, рекомендуем посетить самый высокий железнодорожный мост в стране, расположенный на пути от Мандалая в горный городок Lashio. Отличный экспириэнс для тех, кто любит пощекотать нервы. Поезд преодолевает расстояние в 600 метров за 20 минут, так как конструкции уже больше ста лет. При этом зрителям открываются великолепные виды из окон поезда.
Внимание!
При покупке билета на поезд дважды переспрашивайте время отправления.
На табло может быть одна информация (если вы еще поймете это табло), в билете другая, а по факту поезд может отправиться позже или даже раньше. И приезжайте на вокзал заранее на всякий случай.
- Самолеты
Внутри страны летают четыре местные авиалинии:
1. Yangon Airways
2. Air Mandalay
3. Golden Myanmar Airlines
4. Air Bagan
Пока что все они работают по нединамичному ценообразованию, билеты круглый год стоят почти одинаково, не в зависимости от праздников, загруженности и прочих факторов. Ценник стартует от 90 долларов в одну сторону. Аэропорты есть почти во всех «средненьких» городах страны.
На заметку бюджетным путешественникам:
Если вы хотите посетить Мраук-У, столицу Ракхайнского королевства 15-18 веков, местные турагентства будут в один голос твердить, что добраться туда можно исключительно самолетом, до городка Ситтве, и оттуда лодкой. Якобы по земле нет дороги, и самолет это единственный способ. На самом деле дорога туда есть, но прямых автобусов из Янгона действительно не существует (по крайней мере на июнь 2016). Но можно добраться на автобусе до городка Пияй (Pyay), а оттуда ехать попутками, автостопом. Дорога сложная, горная, но добраться можно.
- Водный транспорт
По стране можно передвигаться паромами, по реке Иравади. Несколько туристических круизов проводятся по направлению Мандалай – Баган – Янгон (или в другую сторону, но сверху вниз быстрее). Круиз в классическом стиле – вам предоставляют каюту, питание в ресторане на борту, в стоимость включен гид и все входные билеты в достопримечательности на пути. Правда стоимость такого круиза начинается от 1000 долларов.
Более бюджетный вариант испробовать водный транспорт в Мьянме – это проехаться, точнее проплыть, от Мандалая в Баган регулярным рейсом. Билет на паром будет стоить около 20 долларов, зависит от компании-посредника.
На озере Инле возможна аренда лодки на полдня, чтоб вас повозили по окрестностям и показали все самое интересное. Стоимость лодки около 8 долларов, и она разбивается на всех участников тура. Если вас будет шестеро, цена выйдет чуть больше доллара на человека.
- Автостоп
Здесь такой вид перемещений конечно же не популярен, но вполне возможен, как и везде в мире. Первая сложность будет заключаться во взаимопонимании, так как мало кто в стране разговаривает по-английски, а выучить бирманский хоть до начального уровня вы вряд ли сможете в рамках туристического заезда. Поэтому рекомендуем сделать себе мини-словарик с нужными фразами. Выпишите себе названия городов на маршруте и показывайте местным название города на местом языке.
Показывать местным карту бесполезно, в большинстве они не знают как ею пользоваться. Между мелкими поселками часто ездят легковые машины, набитые пассажирами – это типа местного такси. В целом в Мьянме очень дружелюбный народ, вам с удовольствием будут помогать. Учтите также, что на выезде из больших городов обычно много мотоциклов, которые преграждают правую полосу (в Мьянме правостороннее движение) и вам будет сложно словить машину из потока.
- На мотоцикле
Теоретически иностранцам в Мьянме нельзя давать мотоциклы в прокат, по закону. Но на деле за этим никто не следит и «все так делают». Здесь прокат конечно не так развит, как в соседнем Таиланде. Но варианты найти можно. Например, в Мандалае есть две конторы аренды, которые дают иностранцам мотоциклы в прокат, причем в ассортименте не только дешевые китайские скутеры, а и эндуро и даже чопперы. Паспорт не берут в залог, но делают ксерокопию. Обычный китайский автомат обойдется вам всего в 4 доллара в сутки, а «Ланза» будет стоить около 25 у.е. На мотоцикле можно совершить путешествие по окрестностям Мандалая, в городок Pyin Oo Lwin и дальше до Hsipaw, а можно сделать большой круг Мандалай – Баган – Инле и вернуться обратно. Некоторые ребята делали такой трип за 7-8 дней. В общем, здесь все ограничивается только вашей фантазией.
Дороги в Мьянме неплохие, но трафик очень хаотичный, к нему нужно привыкнуть. После Таиланда/Малайзии сложно будет перестроиться на правостороннее движение. Гнать скорости тут не получится, всегда нужно быть на чеку. Заправки встречаются не так часто, как этого хотелось бы. Не пугайтесь цен на бензин – обычно цена указана за британский галлон, а это около 4.5 литров. Вдоль дороги нет магазинчиков типа 7/11, да и вообще с магазинчиками тут напряженка. Инфраструктура в стране только начинает развиваться, но в этом есть и свои прелести.
В Багане туристам дают на прокат электромопеды по стоимости около 3.5-6 долларов в сутки. Интересный вид транспорта, который нужно попробовать самому. Обычно эти байки ограничены по скорости, едут максимум 30 км в час. На некоторых есть турбо-кнопка, но владельцы строго просят ее не нажимать (мы вам этого не говорили если что). Также в Багане можно взять на прокат велосипед за примерно 1 доллар в сутки. Но это будет медленней, а территория Багана довольно большая для исследования. Обычные бензиновые мотоциклы в Багане не дают туристам под строжайшим запретом.
Учтите также, что в Янгоне в черте города по закону запрещено использование мотоциклов. Вот такая особенность, везде по стране можно, а здесь нельзя. Янгон наверное один из немногих крупных городов Юго-восточной Азии, где не ездят на мотоциклах.
Транспортная система в Мьянме налаживается буквально с каждым годом. С одной стороны, это очень хорошо для туристов, с другой – едьте прямо сейчас, если все еще хотите застать мьянманскую аутентичность.
Автор текста и фото: Ирина Шаповал
Ответы на все вопросы: 💳Как теперь платить заграницей? 🏨Где бронировать отели за рубли? ✈️Где искть авиабилеты? 🚘Как арендовать авто без карты? 💰Выше, чем на сайте банков: вклад под 26%
Белка в телеграм: ❤️Главный канал 🔥Горящие туры 🛳️Круизы 💵Деньги и банки 📲Мобильное приложение: iOS|Android