Бангкок не тот город, от которого стоит ожидать радушного приема или теплого гостеприимства. По правде говоря, он вообще может забыть вас встретить, как чересчур занятой хозяин. Вы попадаете в него с наскока, кувырком, без прелюдий. Как любой мегаполис, он оглушает путешественника. Заглатывает в свое жужжащее, звенящее, шкварчащее нутро и долго-долго переваривает. Наверное, если вовремя не уехать из Бангкока, можно окончательно раствориться в его желудочном соке рек и каналов, затеряться на его запруженных улицах, слепиться с пассажирами его наполовину перемолотых автобусов.
Бангкок – это в какой-то мере символ Таиланда. Этот яркий, притягательный цветок с пряным ароматом является, по сути, хищником. Он методично ублажает все наши органы чувств: зрение, вкус, обоняние, слух, осязание. И как любой хищный мегаполис незаметно вытягивает из нас то, что ему нужно: энергию, деньги и наше время. Но в этом и заключается притягательность этого многоликого, многоцветного, пульсирующего города – «употребляя» его в маленьких дозах, можно избежать побочных эффектов. Старое французское правило, гласящее, что покидать обеденный стол следует почти сытым, можно распространить и на Бангкок: этот город надо всегда немного не досмотреть, не дочувствовать, не дораспробовать. Нужно выходить из-за бангкокского обеденного стола, когда нагромождение его деталей еще не начало смазываться в одну пеструю картину. Когда ты еще обращаешь внимание на еле уловимые оттенки ароматов уличной еды. Когда ты все еще поражаешься контрасту убогих трущоб, скукоженных на фоне блестящих, статных небоскребов.
Бангкок весь состоит из мостов. И сам город как будто живет в двух измерениях – верхнем, что над мостом, и нижнем, что под ним. И эти два измерения совершенно противоположны. Над мостами проносится скайтрейн – поезд наземного метро, из-за мостов показывают свои головы подрастающие высотки, и там над мостами – за стеной стекла и бетона — живут и работают тайские небожители. Под мостами же своя особенная жизнь. Там спят и просят милостыню, там готовят ту самую невероятно вкусную уличную еду, которой пропахли, пропитались все бангкокские улочки и здания, и там же ютятся несколько табуреток и пара пластиковых столов для проголодавшихся посетителей. Тут в огромных котлах с пузырящимся маслом шипят бананы в кляре, или на железных решетках коптятся маленькие шашлычки, или же выставлены сразу несколько подносов с разноцветными тайскими карри – выбирай любое и мешай с белым мягким рисом. Тут же, на тротуарах, в ведрах и тазах моют посуду.
Под мостами продают все, что только можно продать: игрушки, любовно скатанные из ниток, велосипеды и мотоциклы, ловко скрученные из проволоки, веера, сплетенные из пальмовых листьев. Там одни, склонившись над швейными машинками, чинят одежду, другие играют в шахматы, третьи нанизывают мельчайшие жасминовые бутоны на нитки и продают их как сувениры. Здесь же школьники и студенты собирают пожертвования, распевая песни под гитару или слаженно скандируя речевки. И здесь же – под мостами – уличные художники неизменно расписывают свои бетонные холсты.
Поднявшись над газетчиками, лотками с уличной едой, скучающими мото таксистами в зеленых или красных жилетах; поднявшись над бабушками, вяжущими сумочки в форме клубники, котами, одетыми в свитера, над розовыми, зелеными и желтыми такси, похожими на пластиковые детали лего, можно попасть на станцию скайтрейна (BTS). После автобусов скайтрейн – самый популярный способ нехождения пешком по столице Таиланда. И это при условии, что нити надземной паутины не протянуты во многие районы города. Стоимость билета на наземку зависит от дальности маршрута: прокатиться от конечной до конечной стоит 52 бата. Билет можно купить в автоматах, вмонтированных в массивные колонны при входе на станцию. Но имейте при себе немного монет – некоторые автоматы не принимают бумажные деньги. Кондиционированный поезд, набитый пассажирами в час пик и пустующий в остальные часы, мчится по рельсам, подвешенным в воздухе. И когда он замедляет ход, накренившись над пропастью, и замирает – вот тогда-то путешественника охватывает неприятное чувство недоверия к тайским инженерам и строителям. Но движение возобновляется, навстречу поезду подлетает станция, и пассажиры рады ступить на безопасный бетон, а не болтаться в воздухе.
В Бангкоке есть еще и третье измерение, невидимое глазу – подземные туннели, по которым бегут поезда метро (MRT). То ли из-за суеверного страха перед подземельями, то ли из-за высокой цены за проезд тайцы зачастую избегают пользоваться подземкой. Подземное метро и наземка имеют много точек соприкосновения и станций пересадок, и вместе с авиа экспрессом до международного аэропорта Суварнабхуми (Airport Link) и линией скоростного автобуса (BRT) образуют единую транспортную сеть.
В эту сеть неофициально можно включить и еще один вид транспорта – речной, тайцы называют его сокращенно Khlong, то есть «канал». Он очень удобен своей близостью для путешественников, остановившихся в бекпекерском районе Khao San Road. Отсюда можно дойти как до большой транспортной артерии — реки Чао Прайя, разделяющей Бангкок на две части, западную и восточную, а также до узкого судоходного канала Saen Saep, который в свою очередь делит город на северную и южную части. Пристани как на реке, так и на канале имеют смежные с метро станции пересадок.
Многочисленные мосты, перекинутые через Чао Прайю – то в форме изогнутого коромысла, то в виде хайтековской пирамиды из стальных прутьев, скрепляют восточную и западную части города. На многих мостах предусмотрена пешеходная зона, так что каждый сможет не только попасть с одного берега на другой, но и побыть в верхнем мире — том, что над мостом. Разреженном, пустом мире небесного цвета. А затем снова спуститься в мир деталей и суеты, где быстроходные лодки разбивают, разрубают гребни желтых волн. Ходят по Чао Прайе и яркие узенькие суденышки, увешанные гирляндами цветов, и пузатые, похожие на бочонки, деревянные лодки-рестораны, и двухъярусные туристические лайнеры, и ветхие баркасы, тянущие из-под мостов огромные баржи с песком. Но народным, общественным транспортом являются юркие спидботы с оранжевыми, желтыми, зелеными и голубыми флагами. Цвет флага указывает на количество остановок и разброс цен на билет. Самые бюджетные лодки с самым большим числом остановок – оранжевые, цена за проезд в них фиксированная и составляет 15 бат, далее идет желтая, зеленая и голубая — туристическая лодка за 40 бат с англоязычным гидом на борту. Каждый флаг ходит в свое время, например, первый рейс голубой лодки в девять утра, тогда как остальные начинают курсировать с рассвета. Зато голубая подбирает всех загулявшихся туристов вечером, когда остальные флаги уже не развиваются над рекой, последний рейс — в девять. Ближайший к Khao San Road причал – Phra Athit (№13), сюда захаживают оранжевые и голубые лодки. Припозднившемуся путешественнику можно прыгнуть и в желтую лодку, которая идет до причала №12 Phra Pin Klao Bridge, находящегося на противоположной стороне реки. Можно выйти на этой пристани, перейти мост и следовать по узкой, огороженной витым заборчиком набережной до Phra Athit.
Но самое большое количество мостов, мосточков и переправ можно сосчитать, передвигаясь по Бангкоку на узеньком речном трамвайчике – лонгтейле или, как называют эти лодки сами тайцы, рея ханг яо. В сезон высокой воды в канале Saen Saep лонгтейлы на ходу складывают брезентовые крыши, проходя под самыми низкими мостами. Удивленные туристы при этом только и успевают пригнуть головы. Лодочки отправляются с конечной станции Phan Fa Lilat, находящейся на пересечении улиц Boripat Road и Soi Damrong Rak. Билет можно купить у кондуктора, бесстрашно вышагивающего по краю лонгтейла. Он же обычно и швартует лодку во время остановок. Стоимость проезда зависит от дальности поездки и колеблется между 9 и 20 батами. Saen Saep тянется на многие километры и уходит в глубь самых густонаселенных кварталов города. На его берегах наскоро налеплены полусгнившие деревянные дома на сваях, лачуги из листов жести, но в основном нескончаемую жилую стену домов составляют аккуратные, скромные двух и трехэтажные домишки с цветочными горшками во дворах, ярким бельем, вывешенным на просушку, птицами, поющими в деревянных клетках, лавочками и беседками. Тут же на пятачках паркуются скутеры и работают небольшие закусочные. Система каналов – это не только транспортная сеть, но и городская канализация. Когда лодка набирает ход или балансирует на волне, пущенной встречным лонгтейлом, пассажиры, сидящие на низеньких деревянных скамейках, поднимают брезентовые «шторки», чтобы их не окатило водой из канала.
Заблудиться в Бангкоке невозможно: транспортная сеть – наземная, подземная и надводная – металлической иглой сшивает все пестрые части этого города в единый ковер. Огромный и загроможденный, как чердак художника, но такой удивительно простой и понятный город. Здесь можно разве что нарочно, по своей воле отдаться течению: людей, машин, поездов и лодок — и затеряться в мире под мостом.
Желающие ехать на такси прямо из аэропорта могут заказать его у нас в любую точку страны и даже в соседние страны.
Автор и фотографии: Евгения Ланцова
Ответы на все вопросы: 💳Как теперь платить заграницей? 🏨Где бронировать отели за рубли? ✈️Где искть авиабилеты? 🚘Как арендовать авто без карты? 💰Выше, чем на сайте банков: вклад под 26%
Белка в телеграм: ❤️Главный канал 🔥Горящие туры 🛳️Круизы 💵Деньги и банки 📲Мобильное приложение: iOS|Android