В 1991 году в России было около 1450 аэропортов. Сейчас их чуть более 240-ка. Мы выбрали самые интересные, удобные и лучшие из них.
Аэропорт Платов, Ростов-на-Дону
Ростовский аэропорт Платов – первый за всю постсоветскую историю России, который был построен с нуля фактически в чистом поле. Он начал работу в 2017 году и уже в следующем году обслужил более 3 млн пассажиров. При этом, пропускная способность рассчитана на 5 млн человек в год.
Но самое главное – в 2019 году Платов стал первым российским аэропортом, который получил 5 звезд за качество обслуживания пассажиров от британского рейтингового агентства Skytrax (его награда считается своеобразным Оскаром в авиации). Вдумайтесь, за всю историю рейтинга с 1989 году российский аэропорт с пятью звездами оказался в нем впервые. И это реально круто.
При этом, говорят, что Платов еще и лучший российский аэропорт с точки зрения транспортной безопасности – там установлено какое-то супер оборудование, которое круто проверяет как пассажиров, так и багаж.
Но не все так радужно. Основная проблема аэропорта – доступность. Платов расположен почти в 30 км от города и на транспорт пассажиры жаловались довольно часто, так как ходящие в аэропорт маршрутки и автобусы устаивают не многих.
Ростовский минтранс вроде обещал, что запустит электрички до аэропорта в 2035 году. Но в связи с нынешней ситуацией в нашей авиации и падением пассажиропотока, есть сомнения, что поезда появится. В общем, тут самое время вспомнить сцену из фильма «Евротур»: «Скажите, когда поезд до Берлина?» — «Скоро, железную дорогу уже строят…»
Аэропорт Шереметьево, Москва
Крупнейший аэропорт России ругают часто – и еда там дорогая, и с парковкой проблемы, и туалеты грязные. И, наверно, недочеты действительно есть. Но, справедливости ради, а у кого их нет? В 2019 году Шереметьево обслужил почти 60 млн человек. Это почти половина населения России. Естественно, недовольные найдутся.
И тем не менее, Шереметьево уже наверно лет 10 признается лучшим аэропортом Европы по качеству обслуживания по версии ACI Airport Service Quality Awards (это тоже очень крутая премия). Московский аэропорт регулярно побеждает там (или входит в тройку лидеров) в категории «более 40 млн пассажиров в год». Причем, обратите внимание, Шереметьево — «лучший в Европе», а не «лучший в какой-то части Европы», как любят хвастаться «некоторые» (̶А̶э̶р̶о̶ф̶л̶о̶т̶) и где у них по факту нет конкурентов.
Кроме того, Шереметьево регулярно фигурирует в рейтингах международных агентств OAG и Cirium как лидер в мире по пунктуальности. А разве не это самое главное для пассажира – чтобы самолет вылетал вовремя? Или вы в аэропорт приезжаете поесть да в туалет сходить?
Ну и, если честно, ни разу не видел грязных туалетов в Шарике, а летаю я часто.
Аэропорт Казани
Воздушные ворота столицы Татарстана реконструировали к Универсиаде 2013 года, а затем и к Чемпионату мира по футболу 2018 года. В итоге Казань получила практически новый аэропорт (один терминал построили, другой — реконструировали) с современной системой обработки багажа.
Кроме того, в свое время казанский аэропорт стал первым в России, который за качество обслуживания удостоился рейтинга «4 звезды» от британцев из Skytrax (в категории – региональные аэропорты с пассажиропотоком до 5 млн пассажиров).
Аэропорт Симферополя
Новое здание аэропорта Симферополя приняло первых пассажиров в апреле 2018 года. Терминал был построен за рекордные для таких проектов 22 месяца. Оно и понятно – спешили к началу туристического сезона.
Аэропорт очень хорош, причем, как снаружи, так и внутри. Внешне здание напоминает волну: в этом и заключается задумка корейских архитекторов, которые занимались проектом («крымская волна»).
В 2020 году в каком-то опросе россиян симферопольский аэропорт стал лидером рейтинга самых красивых аэропортов России. За него свои голоса отдали 57% опрошенных, тогда как оказавшийся на втором месте Шереметьево получил лишь 9%.
Аэропорт хоть и считается международным, но из-за санкций с 2014 года так и не принял ни одного зарубежного рейса. Впрочем, скоро все может измениться. Например, в конце прошлого года глава Белоруссии Александр Лукашенко пообещал, что «Белавиа» полетит в Крым.
Аэропорт Внуково, Москва
Внуково — старейший из ныне действующих аэропортов Москвы. И его история – история не просто аэропорта, а всей страны. Например, именно из Внукова совершали свои первые пассажирские рейсы многие типы воздушных судов (от Ил-12 и Ту-104 до Ту-134, Ту-154, Ил-86 и Ту-204), Внуково встречал Юрия Гагарина после его исторического полета в космос, да и вообще, из Внуково летает президент России (правда, из другого терминала).
После реконструкции в 2012 году пассажирского терминала, Внуково стал одним из лучших, просторных и удобных в России.
В этом году Внуково еще должен стать первым и единственным в стране аэропортом, куда придет метро. Власти Москвы пообещали продлить Калининско-Солнцевскую (желтую) линию метро до воздушной гавани к концу 2022 года. В общем, аэроэкспрессу остается лишь посочувствовать.
Впрочем, когда чиновники решили строить метро во Внуково, аэроэкспресс пообещал, что будет возить пассажиров быстрее – за 25 минут вместо нынешних 35 минут от Киевского вокзала. Что мешает увеличить скорость сейчас – не ясно. Но в любом случае, пока метро и электричка между собой соревнуются в скорости да меряются другими параметрами, лучше от этого нам с вами.
Так что Внуково скоро станет самым удобным с точки зрения транспортной доступности аэропортом в стране. А может и в мире.
Аэропорт Домодедово, Москва
Домодедово заработал в 1964 году и до середины 90-х обслуживал только внутрисоюзные рейсы. Международный статус аэропорт получил лишь в 1992 году после того, как в начале 90-х в результате приватизации перешел в частные руки.
Новые владельцы провели глобальную реконструкцию аэропорта и у них получилось построить реально классный аэропорт. В начале и середине 2000-х Домодедово был, наверно, самым технически совершенным и удобным аэропортом страны. Именно сюда впервые пришел аэроэкспресс, благодаря чему пассажиры получили возможность «вылетать прямо с Павелецкого вокзала», где можно было сдать багаж и зарегистрироваться на рейс.
И пока пассажиры Внуково и Шереметьево томились в многочасовых пробках, пассажиры Домодедово тратили на дорогу от центра Москвы всего 45 минут.
Но потом Домодедово реально «сдулся». Аэроэкспресс уже перестал быть преимуществом, а конкурирующие аэропорты серьезно модернизировались и расширились (Внуково практически полностью перестроили, а в Шереметьево открыли новые терминалы E, F, C и B). Домодедово же, кажется, так и застыл в 2000-х годах: один тот вечный ад на подъезде к терминалу чего стоит…
Как результат, Домодедово потерял многие авиакомпании, которые перешли во Внуково или Шереметьево даже несмотря на то, что летать для них на север Москвы дальше: например, недавно в Шереметьево из Домодедово переехали ближневосточные Etihad Airways и Qatar Airways.
До этого из Домодедово во Внуково ушли Turkish Airlines, «Руслайн», Azur Air, Uzbekistan Airways и др., а в Шереметьево» перебазировались Vietnam Airlines, Japan Airlines, Royal Flight и Smartavia.
В 2019 году в Шереметьево из DME ушла входящая в Lufthansa Group бельгийская Brussels Airlines, хотя еще в 2007 году сама Lufthansa громко хлопнула дверью и ушла из Шереметьево в современный на тот момент Домодедово.
Но сейчас это уже все не важно, потому что к нам теперь все равно мало кто летает.
Тем не менее, надо отдать должное Домодедово, аэропорт несмотря на все кризисы, санкции, уход авиакомпаний и банкротства ключевых перевозчиков (AirUnion, «Трансаэро», «ВИМ Авиа» и др.) не остановился в развитии: сейчас практически достраивается новый терминальный комплекс и надеемся, что он будет очень неплох.
Главный вопрос – было бы кому туда летать.
Аэропорт Пулково, Санкт-Петербург
24 июня 2022 года Пулково исполнится 90 лет! За это время аэропорт много раз перестраивался и реконструировался – последняя крупная реновация прошла в 2013 году, а уже в 2016-м британское издание Daily Telegraph включило терминал Пулково в десятку самых красивых зданий подобного назначения в мире.
2020-й год мог бы стать годом небывалого расцвета Пулково. Не исключено, что москвичи стали бы ездить в Санкт-Петербург, чтобы вылететь в Европу, а не наоборот. Дело в том, что с 1 января 2020 года в Пулково сняли ограничения по седьмой степени «свободы воздуха»: это значит, что иностранным авиакомпаниям разрешили летать сюда не из «домашнего» региона.
И вот в тот момент, когда европейские лоукостеры начали объявлять о планах открыть рейсы из Пулково почти по всей Европе, началась пандемия коронавируса и все закрылось. В начале 2022 года, когда пандемия отступила и мир снова начал открываться, появились надежды, что европейцы все-таки полетят в Пулково. Но дальше вы и сами все знаете…
Аэропорт Челябинска
Долгое время аэропорт Челябинска ничего из себя не представлял – это был классический аэропорт советского проекта с туалетами в подвале и буфетом с компотом.
В 2018 году аэропорт круто реконструировали, он стал очень удобным, фасад – красивым, а в 2019 году воздушной гавани, которая почти всю жизнь называлась Баландино, присвоили имя советского физика Игоря Курчатова.
И вот тут аэропорт получил свою порцию славы.
В ноябре 2019 года рабочие на здании терминала начали монтировать буквы нового названия, но успели закрепить только слово «Игорь». Таким здание сфотографировал работник пресс-службы аэропорта и выложил фото в интернет.
Фотография в момент стала вирусной: все гадали, кто же такой Игорь (Акинфеев? Николаев?), а многие требовали официально переименовать аэропорт в «Игорь». В конце концов, если же в России город Владимир, почему бы не быть аэропорту Игорю?
В общем, интернет тогда оторвался не на шутку.
Да и вообще, Челябинск – это родной город автора этих срок. А в моем рейтинге аэропортов Челябинск будет всегда. И блин, «аэропорт Игорь» — это же так мило…
Аэропорт Гагарин, Саратов
Гагарин – один из самых новых аэропортов в России: первый рейс с пассажирами он принял в августе 2019 года.
После Платова это второй аэропорт в России, который был построен «с нуля».
И этим он крут. Гагарин колоссально повлиял на транспортную доступность Саратова. Достаточно сказать, что его старый аэропорт вообще не мог принимать самые популярные в стране типы самолетов Boeing-737 и Airbus A320, поэтому туда особо никто и не летал, а из-за отсутствия конкуренции билеты из Саратова, например, в Москву стоили как полет в космос.
С открытием аэропорта люди начали летать в Саратов (и из него). Ну, например, предполагалось, что пассажиропоток Гагарина составит максимум 600 тыс. человек в год. Но уже в 2021 году Гагарин обслужил 992 642 пассажира. И это при том, что 1 млн человек в год – это максимальная проектная мощность аэропорта, которая закладывалась при строительстве.
Аэропорт Ремезов, Тобольск, Тюменская область
Аэропорту Тобольска еще нет и года. Он был построен также практически с нуля и первый рейс с пассажирами принял лишь в октябре 2021 года.
Кроме того, это единственная в нашем рейтинге воздушная гавань, которая не относится к областному центру.
Конечно, сравнивать аэропорт Тобольска с другими аэропортами, обслуживающими миллионы человек, не совсем корректно. Но мы уверены, что Ремезов должен быть в списке лучших аэропорт России. В конце концов, именно таких аэропортов в малых городах и не хватает в нашей стране.
Ответы на все вопросы: 💳Как теперь платить заграницей? 🏨Где бронировать отели за рубли? ✈️Где искть авиабилеты? 🚘Как арендовать авто без карты? 💰Выше, чем на сайте банка напрямую: вклад под 22% 🚗Пожалуйста продляйте ОСАГО через Белку
Белка в телеграм: ❤️Главный канал 🔥Горящие туры 🛳️Круизы 💵Деньги и банки 📲Мобильное приложение: iOS|Android