40 вещей, которые надо знать про новейший российский теплоход «Мустай Карим»

43101

В августе в свой первый пассажирский рейс отправился новейший лайнер российского круизного флота «Мустай Карим». Я сходил на нем в шестидневный круиз из Москвы до Костромы и назад, прошел примерно 1100 км, 16 шлюзов, и расскажу, как он устроен и что предлагает пассажирам.

  1. Почему появление теплохода «Мустай Карим» — это реально круто?

Потому что это первое пассажирское круизное судно, построенное на российской верфи за последние 60 лет! Только вдумайтесь, последний раз суда такого класса мы строили в конце 50-х годов. Фактически, тех, кто тогда строил пассажирские корабли, уже нет в живых. А все теплоходы, которые сейчас бороздят наши реки, построены в странах бывшего соцлагеря – ГДР, Венгрии, Чехословакии. Сейчас большинство из них уже подходят к 50-летнему юбилею.

  1. Почему новый российский теплоход называется «Мустай Карим»?

Изначально, когда лайнер закладывали на верфи, его назвали «Князь Владимир». Но через некоторое время у компании-заказчика – круизного оператора «ВодоходЪ» — сменился руководитель и в марте 2019 году строящийся теплоход переименовали в честь башкирского писателя Мустая Карима. Как раз в 2019 году отмечалось 100-летие со дня рождения публициста.

🔥 Оформим иностранную банковскую карту для путешествий и покупок. Рекомендуем карту cвободного банка (📺видеообзор).
Все карты тут (📺видеообзор).

Работаем 2 года, выдали 10 000 карт, гарантия выдачи или возврат средств! Честная рассрочка 0%

  1. Где строили теплоход?

«Мустай Карим» построили на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Закладка теплохода прошла в марте 2017 года, а на воду лайнер спустили 11 сентября 2019 года. Еще год понадобился на ходовые испытания.

«Водоходу» лайнер передали в июле 2020 года, а 22 августа он отправился в первый рейс с пассажирами. Говорят, что строительство корабля обошлось примерно в 3 млрд рублей.

  1. Он такой единственный?

Пока да. «Мустай Карим» построен по проекту PV300, подобных судов больше нет.

Но единственным быть ему осталось не долго. На заводе «Лотос» под Астраханью сейчас строится лайнер «Петр Великий» проекта PV300VD (конструктивные отличия у теплоходов не сильные).

Интересно, что «Петра» заложили даже раньше, чем «Карима», но нижегородцы построили теплоход быстрее. По последним данным, «Петра Великого» введут в строй в мае 2021 года. Его владельцем будет компания «Мостурфлот».

  1. И чем же «Мустай Карим» такой крутой, кроме того, что он первый российский?

В первую очередь, из-за своих конструкторских особенностей. Если поставить теплоход рядом со стандартным круизным судном, то видно, что у «Карима» нос наклонен в обратную сторону. Из-за него теплоход напоминает утюг.

Как пояснил мне капитан лайнера Сергей Кайнов, благодаря такому носу судно не поднимает волной, наоборот, он подныривает под нее. К слову, этот теплоход предназначен для круизов не только по рекам, но и морям – и уже в конце сентября «Мустай Карим» из Ростова-на-Дону отправится в плавание по Азовскому и Черному морям.

Класс теплохода М-ПР позволяет ему ходить по водам с высотой волны до 3 метров, он также может работать в битом льду глубиной до 30 см.

  1. Ну а для пассажиров он чем отличается от старых теплоходов?

В первую очередь, размерами и, соответственно, комфортом. Посмотрите на фото, которые я сделал в порту Мышкина. Мы пришвартовались рядом со «стандартным» лайнером. На фото видно, насколько «Мустай Карим» больше. Он шире почти на метр, на 20 метров длиннее, а принять на борт может почти на 110 человек больше.

Длина «Карима» – 141 м, ширина – почти 17 м. Четыре палубы. Плюс «пятая» верхняя палуба, она называется «солнечная» – это полностью открытая палуба, фактически крыша корабля.

  1. Сколько пассажиров он может принять?

Одномоментно — 329 пассажиров, команда – 144 человека. Скорость лайнера – 22 км в час.

  1. Сколько кают на лайнере?

160 кают. Из них 145 кают категории «делюкс», есть еще люксы (два из них с балконом), один гранд-люкс с большим балконом и восемь стандартов. Впрочем, в компании говорят, что от стандартов скоро избавятся, превратив их в делюксы.

  1. Что есть в каютах?

Покажу на примере делюкса, в котором я жил.

Это каюта площадью 20 кв. м. Дизайн разрабатывало голландское бюро. Преобладают светлые тона. И если честно, если не смотреть в окно, то каюта больше напоминает гостиничный номер – можно вообще забыть, что находишься на движущемся объекте.

Каюты с двумя кроватями: по умолчанию они раздвинуты, но если попросить, сдвинут. У каждой прикроватные тумбочки и ночники. Есть еще два кресла и журнальный столик.

Напротив кроватей висит плазменная панель – там около 40 каналов (не только российские). И есть еще обычный стол с огромным зеркалом, пуфиком и ящиком.

В прихожей – гардероб (там же в шкафу два спас жилета), место для чемоданов, сейф, и «кухня» — с чайником, кофе-машиной и холодильником. Есть банные халаты – на корабле есть сауна, так что они пригодятся.

Санузел совмещен. Там же огромная душевая кабина, умывальник и унитаз. Есть фен.

В номере я насчитал восемь свободных розеток. Еще одна есть в душевой.

А вот балконов в каютах на «Мустай Кариме» нет,  тут огромные окна в пол, которые открываются.

  1. Все каюты такие?

Подавляющее большинство – да. Но еще есть несколько кают более высокой категории.

Например, ниже фото каюты категории люкс. Каждый из них по 30 «квадратов». Кстати, в люксах не душевая кабина, а настоящая ванна.

 

Еще есть один гранд-люкс, площадью 46 кв. м. Это фактически двухкомнатная каюта с балконом в носовой части лайнера.

 

И еще есть полулюкс – таких кают две. Кстати, один из них переоборудован для людей с ограниченными возможностями.

  1. А wi-fi есть?

Есть. Он бесплатный, но, честно признаюсь, иногда очень тормозной. Для общения в месседжерах скорости хватает, но вот запостить сторис – иногда прямо проблема. Правда, не всегда – по ночам «летает» будь здоров.

  1. Какие пространства доступны для пассажиров на теплоходе?

Два ресторана, три бара, конференц-зал, спорт-зал, СПА-центр и солнечная (открытая) палуба с лежаками, если погода позволяет, можно загорать.

  1. Расскажи про рестораны.

Ресторанов на лайнере два – «Агидель» и «Иремель». Оба расположены на второй палубе – занимают практически половину ее. Именно здесь гости завтракают, обедают и ужинают. Вам при заселении назначат ресторан и номер стола, за которым вы будете принимать пищу в течение всего круиза.

В принципе, разницы, в какой ресторан вы попадете никакой, все равно кухня одна и та же. Да и отличаются рестораны между собой лишь немного по интерьеру, они разделяются лишь небольшой перегородкой с технически помещением.

  1. Как проходит завтрак, чем кормят?

Сейчас, в период пандемии и некоторых ограничений, завтрак – строго по меню. Никаких шведских столов, как обычно бывает в речных круизах.

Приходите в ресторан (обычно завтрак с 7:00 до 9:00 – зависит от приход теплохода в порт), садитесь за свой стол и официант приносит вам еду. Кстати, если проспите завтрак – останетесь голодным, либо еда будет доступна только за деньги.

Как правило, завтрак — это каша, сырники, блинчики, салатики. Из напитков — чай, кофе и сок.

Блюда вы заказываете накануне – каждому выдают анкету, где вы отмечаете желаемые блюда на завтрак, обед и ужин. Выглядит это так:

  1. Что дают на обед?

Обед на теплоходе проходит где-то с 14:00 до 16:00. Но время может и сдвигаться в зависимости от маршрута. Например, когда около 13:00 мы приходили в Мышкин, обе у нас начался уже в 12:00.

С обедом все то же самое, что и с завтраком – в анкете отмечаете желаемые блюда, их вам и принесут. Выбрать можно по каждой позиции из трех-четырех вариантов.

Вот пример одного из моих обедов: салат из дыни с пармской ветчиной и соусом песто, уха из лосося и судака, основное блюдо — говядина с овощами (либо филе куриного бедра со специями и кабачковые оладьи, или филе трески с картофельным пюре), а также десерт. Из напитков также чай, кофе, сок.

  1. А что на ужин?

Ужин начинается в районе 7-8 вечера. На выбор также – закуска в виде салата, основное блюдо и десерт. Еще на ужин наливают бокал вина (красное или белое).

  1. Еда включена в стоимость круиза?

Да. Ничего дополнительно платить на корабле не нужно. Ни за еду, ни за безалкогольные напитки.

  1. А что с алкоголем?

Алкоголь, как уже писал, бесплатно доступен лишь на ужин в виде одного бокала вина. Если хотите что-то другое или больше – придется платить.

Цены на алкоголь: например, виски с колой – около 500 рублей, хотя зависит от виски: 50 гр 18-летнего «Макаллана» стоят 1900 рублей.

Пиво – 330 за бокал поллитра. Вино – бокал итальянского просекко стоит 500 рублей (бутылка – 2500 рублей)

Неалкогольные напитки: лимонад собственного производства – от 310 до 540 рублей. Каппучино – 320 рублей, чай – 250 рублей. Мороженое – от 110 до 190 рублей.

А вообще, если вы не особый ценитель молотого кофе или свежезаваренного чая, то пить кофе и чай можно абсолютно бесплатно и в любых количествах. Ну, например, помните, что кофе-машина и чайник есть в вашей каюте. Кроме того, в холлах лайнера есть специальные кофе станции – там есть кружки, кофе-машина и чай в пакетиках: в любое время можете себе наводить напитки в любых количествах. Это бесплатно (точнее, вы за это уже заплатили при покупке круиза).

  1. Теперь расскажи о барах.

Их на корабле два, точнее три. Два бара – «Башкирия» и «Панорама», а также — «винная библиотека».

«Панорама» расположена на третьей палубе в носу сразу под капитанской рубкой. Фактически, это единственное место, где можно выйти к носу и посмотреть на реку по ходу движения теплохода. Теоретически еще такая возможность на второй палубе – к носу ведет открытый коридор, но пассажиров туда не пускают.

«Панорама» — достаточно большой бар, именно тут вечерами проходит главная развлекательная программа: вечер фортепьянной музыки, затем — вечер отдыха с DJ Павлом и Натальей, а в 22:30 – дискотека.

Бар «Башкирия» расположен на корме судна на четвертой палубе. Это обычный бар, где, например, можно послушать саксофон, но иногда проходят более шумные мероприятия: например, «караоке-баттл с Валентином».

Винная библиотека – это, собственно, еще один бар, но там действительно есть книги (не муляжи), а также настольные игры. Иногда там тоже играет саксафонист, или проходят лекции, например, такие: «Художественный мастер-класс «Китайская живопись У-Син, Бамбук, Акварель»».

  1. Цена на алкоголь во всех барах одинаковые или отличаются?

Одинаковые. Даже меню везде одно и то же. Правда, говорят, что в винной библиотеке чуть больше выбор вина – не зря же ее так назвали. Но я, если честно, не сравнивал.

  1. Как платить за алкоголь – наличными или карты принимают?

Все платные услуги, которые вы заказываете на теплоходе «Мустай Карим» (не только алкоголь, но и СПА, массаж, платные экскурсии), оплачиваются вашей бортовой картой.

Это вот такая карточка с номером вашей каюты (моя вот 349-я). Она же и пропуск на лайнер, и ключ от каюты, и средство платежа – все суммы записываются на ваш счет, а в конце круиза вы его оплачиваете. Никаких депозитов, или привязки банковской карты, как это происходит в морских круизах, не требуется.

  1. А пакеты алкогольных напитков есть, чтобы сэкономить?

На выбор три пакета – «Премиум» (1800 рублей в сутки), «Стандарт» (1300 руб.) и «Лайт» (500 руб.). В первый включено почти все – водка, виски, вино, текила, настойки, а также алкогольные и безалкогольные коктейли, и даже мороженое.

В «Стандарте» нет, например, алкогольных коктейлей, а «Лайт» — это для тех, кто алкоголь не пьет.

  1. Что есть в фитнес-зале и спа?

Фитнес-зал небольшой, там есть несколько беговых дорожек, пара снарядов, гантели. Рядом находится парикмахерская, а также спа-центр и массажные кабинеты.

Сауна платная и была забронирована в первый день уже практически до конца круиза. То же самое с массажем – его стоимость от 900 рублей за 20 минут до 3000 рублей за полтора часа.

  1. А где по кораблю можно гулять?

Вот тут, честно признаюсь, у меня двоякие мысли. С одной стороны, лайнер намного больше существующих «старичков», но открытых пространств этот проект практически не предполагает. Ну например, тут вообще нет возможности обойти лайнер по кругу. Нет открытых террас на корме, где так любят сидеть пассажиры и смотреть на след от работающих винтов.

Фактически, единственное место, где можно погулять на воздухе – это крыша, или «солнечная» палуба. Там стоят лежаки, когда светит солнце и погода позволяет – появляются беседки с напитками. В общем, эта единственное крупное открытое пространство на теплоходе.

НО! Самое главное – «крышу» закрывают во время прохода теплохода под мостами. Ну например, при выходе из Москвы у нас выход на солнечную палубу был закрыт практически до утра следующего дня (мы выходили в полдень). Также, я знаю, доступ на солнечную палубу закрыт во время прихода или ухода из Санкт-Петербурга, иначе низкие мосты просто посшибают пассажиров.

Более того, например, как рассказал капитан, чтобы пройти под мостом Октябрьской железной дороги (это третий мост от Москвы), берут специальный балласт, чтобы увеличить осадку. «И поэтому у нас закрыта солнечная палуба на протяжении всего канала, так как нужно соблюдать высотные габариты. Они 13,5 м, не более. А у нас 16,5 м. Поэтому мы закрываем для этого палубу», — сказал капитан.

Остальные открытые пространства на корабле – это вот такие части общей палубы, длиной пару метров, куда есть выход из общих холлов.

  1. А курить где?

На корме на второй и четвертой палубе по левому борту есть пара открытых мест, куда можно выйти и покурить.

  1. Что еще есть на лайнере?

Еще есть сувенирный магазинчик, конференц-зал – он находится на корме и там иногда читают разные лекции, либо проходят занятия фитнесом, мастер-класс по латиноамериканским танцам, лечебная гимнастика и т.п.

Есть два лифта – в главном холе и на корме. А еще есть медицинский пункт. Всё.

Это главный холл:

  1. А в капитанскую рубку пускают?

Меня пустили. Вас не пустят.

Рубка классная, много разных мониторов и приборчиков. Однако, выкладывать в сеть фото приборов запретили.

Разрешили только эту фотку — капитан теплохода Сергей Кайнов за пультом:

По словам капитана, в рубке все очень компактно. Если на старых судах стоит три пульта и все разбросано, то здесь все создано для того, чтобы штурман или помощник капитана сел и у него все было под рукой. Ему практически не надо вставать, чтобы вести судно безопасно, со всеми связываться и т.д.

А это я с капитаном:

На «Мустай Кариме» нет штурвала – управление осуществляется двумя джойстиками, которые управляют двумя винтами. Винты крутятся на 360 градусов, что делает лайнер очень маневренным даже в самых узких портах. Вот, например, видео нашего разворота в порту Мышкина (снято с камеры на одном из здании города):

В общем, чисто теоретически, в рубке все может делать один человек. Но по существующим правилам, «рулить» пассажирским судном в одиночку запрещено, так что тут всегда как минимум двое.

  1. Как проходит день на теплоходе?

Каждый вечер, пока вы ужинаете, вам в каюту принят вот такую программку – это расписание всех активностей, которые завтра будут на лайнере. Из нее же вы узнаете, какая завтра погода в том городе, куда вы придете, время прихода и отправления, место сбора на экскурсии, и т.д.

И пока вы гуляете по городу, жизнь на лайнере не прекращается – бары работают, саксафонисты играют, мастер-класс по латиноамериканским танцам по расписанию.

Более того, можно даже купить индивидуальное занятие с инструктором. Ну например, 45 минут фитнеса с тренером обойдется в 1200 рублей, а йога – 700 рублей за те же 45 минут.

  1. Какие экскурсии предлагаются в городах?

Как правило, это обзорные туры по городу (пешие или автобусные) с посещением знаковых музеев и достопримечательностей, либо, например, в Костроме есть возможность съездить на ферму по разведению лосей.

Есть и эксклюзивные варианты, например, в Костроме посещение представления Национального шоу России «Кострома» — это организовано только для пассажиров теплохода «Мустай Карим».

  1. Экскурсии платные?

Нет. В отличие от морских круизов, в речных большинство экскурсий уже включено в стоимость круиза. Вам нужно только выбрать желаемую экскурсию и подойти на рецепшн записаться.

Но есть и платные экскурсии. Например, из Ярославля в Ростов Великий – эта поездка стоит 1250 рублей за взрослого человека.

  1. А если я не хочу идти на экскурсию?

Никто не заставляет. Не хотите – можете гулять по городу по собственной программе. Заходить и выходить с корабля во время стоянки можно в любое время и сколько угодно раз.

  1. Сколько корабль стоит в городе?

Зависит от маршрута. Например, в Мышкине мы стояли с 13:00 до 18:00 (мне кажется, для Мышкина этого достаточно), а в Ярославле и Костроме у нас стоянки были по 12 часов – с 8:00 до 20:00.

Более того, причалы в таких городах обычно расположены в самом центре города, поэтому вы выходите с корабля – и уже рядом со всеми основными достопримечательностями, куда угодно можно дойти пешком.

  1. Можно арендовать велосипед

Если вы не хотите ходить ногами, то прямо на корабле можно арендовать велосипеды для экскурсий. Стоимость аренды байка на 1-2 часа обойдется в 350 руб. за час, если на три часа и больше – то 300 рублей за час.

Кроме великов еще можно арендовать палки для скандинавской ходьбы (100-200 руб. в час), или даже стул-трость (те же 100-200 руб. в час).

  1. Чаевые персоналу платить надо?

Не обязательно, но желательно. Если, конечно, вам все понравилось. В конце круиза вам в каюту принесут конвертик, где вы сможете оставить свою благодарность. Деньги потом делятся между всеми членами команды.

Если у вас нет наличных, не переживайте: в холлах есть вот такие объявления – чаевые можно перевести сразу на счет.

  1. Как ситуация на лайнере с безопасностью и со спасательным оборудованием?

Если вы заметили, то на судне всего две спасательные шлюпки – по одной с каждого борта. Каждая из них вмещает по 48 человек. А пассажиров – 329. Плюс еще 144 члена команды.

Думаю, у вас сейчас возник тот же вопрос, что и у меня?

В общем, для пассажиров тут предусмотрены спасательные плоты. Находятся на носовых балконах вот в таких «бочках»:

Эта «бочка» падает за борт, дергаешь за шнур, он надувается и получается плавучая палатка.

Если будет тревога и команда «покинуть судно», то вы должны надеть спасательный жилет, взять документы и лекарства (не чемодан с сувенирами, а только документы с лекарствами), выйти в коридор и ждать указаний экипажа.

  1. Сколько стоят круизы на «Мустай Кариме»?

14 сентября «Мустай Карим» отправится в 12-дневное путешествие из Москвы в Ростов-на-Дону. Этот круиз на сайте компании «Водоходъ» сейчас продается за 93 600 за человека. Если не идти до Ростова, а сойти, например, в Самаре через семь дней, то это стоит уже в 54 600 рублей.

Интересный круиз у лайнера стартует 25 сентября – по Азовскому и Черному морям. Теплоход впервые покинет реку и выйдет в море: 6 дней с посещением Ейска, Новороссийска, Темрюка и Таганрога обойдутся также в 54 600 рублей.

А последний круиз в сезоне-2020 из Москвы в Углич и обратно (6 – 8 ноября) сейчас можно купить за 23 400 рублей за человека. Точно такой же круиз на 1 – 3 мая 2021 года стоит уже на 5 тысяч дороже.

Все круизы на лайнере «Мустай Карим»

  • Что я получу за эти деньги?
  • Во-первых, перемещение: вы заходите в каюту, разбираете чемодан, и следующие несколько дней ежедневно просыпаетесь в новом месте. Во-вторых, трехразовое питание с безалкогольными напитками. В третьих, в речных судах в стоимость включены экскурсии. Вас, конечно, никто не заставляет в них отправляться, но если есть желание – просто моргните.

    Ну и в-четвертых, вся развлекательная программа на борту – песни, пляски, лекции и мастер-классы – можете в каюту вообще не заходить. Либо, наоборот, не выходить из нее – лежите на кровати, смотрите телевизор.

    1. А если я путешествую один?

    Тогда вы платите за себя и еще процентов 30 от тарифа сверху, и путешествуете в двухместной каюте один.

    1. Че-то дорого… Я видел круизы по Средиземному морю или Персидскому заливу за 25 000 — 30 000 рублей за неделю. Почему так?

    Речные круизы – не только в России, но и, например, в Европе – всегда дороже морских.

    Для этого есть объективные факторы — морские суда приносят компаниям деньги круглый год: на Карибах ураган – отправили корабли в Европу, в Средиземном море зима – корабли уходят в Персидский залив, и т.д.

    С речными круизами не так. В России вообще полгода навигации нет: с ноября по май теплоходы вмерзают в лед и денег не приносят. Наоборот, они просят денег – на зарплату команды (капитанов на это время никто не увольняет), на ремонт (большинство теплоходов в РФ уже 50-летние), на реновацию кают (на некоторых судах на каюты без слез не взглянешь).

    1. А за границу на этом теплоходе можно сходить?

    Теоретически – да, но , по словам капитана, у «Мустай Карима» класс «прибрежное плавание», и он может ходить по морю только в российских водах. Если, конечно, очень надо, он сможет и до Турции по Черному морю дойти, но – это в теории.

    Также лайнер не может ходить по рекам Европы, например, по Дунаю: там очень низкие мосты.

    Санкции не страшны:
    💳Иностранные карты для путешествий
    🏨Где бронировать отели за рубли?
    ✈️Где искть авиабилеты?
    🚘Как арендовать авто без карты?

    ❤️Приключения начинаются здесь
    📲Установи приложение: iOS|Android

    Фигня
    46
    Норм
    55
    Годнота!
    181
    Действующий журналист федерального СМИ. Постоянный автор туристических разделов ведущих изданий России. Круизный эксперт и опытный путешественник. Лично летает во все страны и пробует все на себе.