Вот уже несколько лет я путешествую с квадрокоптером, посетил множество стран и на личном опыте хочу дать советы.
1) У меня Mavic Air, для путешествий он идеален: компактные габариты и небольшой вес, при этом отличное качество картинки в 4K. Подробнее о дроне я писал в этой статье. Видео ниже снято мной.
2) В нашем полицейском государстве радиосвязь ограничена, будет работать только частота 2.4 Ггц и максимум 500 метров связи на открытой местности. В городе летать будет почти невозможно. Все решается временным «переездом» в Америку и обратно, владельцам Андройда будет проще — там есть программы подмены GPS-координат, хотя возможно понадобится root-права. Для Айфона сменить GPS можно только под аккаунтом разработчика мобильных приложений, у меня такой аккаунт есть, стоит он 99 долларов в год, поищите среди друзей кто разрабатывает приложения.
3) После активации частоты 5.8 Ггц по методу выше дальность связи значительно повышается. Если нет помех связь держится на расстоянии полтора километра — дальше я не летал, но в тестах достигают и 3-ых. Редко когда есть необходимость такого далекого полета.
4) Дрон это игрушка? Да однозначно! Первое время хочется летать всегда и везде, особенно если одна батарея все время бежишь или едешь ее заряжать и потом опять летать по новой. Через год у меня прошло ощущение новизны и сейчас даже в красивых местах мне часто лень что-то снимать. Но это у меня, может быть у вас будет не так. Родной город вы отснимите очень быстро и вам надоест, но если вы путешествуете регулярно, то будет разнообразие.
5) Сколько нужно батарей? Я обхожусь двумя. Это оптимально. Обычно хватает и одной, но если день насыщенный и съемок много, а навыки взлета и посадки уже отработаны, то двух батарей хватает. Можно обходиться и одной, если готовы перезаряжать в машине например, но опять же с двумя можно на одной летать, вторую заряжать и ваши возможности становятся почти безграничными. Три и больше — только если идете в горы и автономный поход.
6) Сложно ли научиться летать? Я ранее летал на игрушечных вертолетах и минидронах без камеры и умею визуально управлять и делать разные маневры. На это потребуется некоторое время. Но большинство тупо летают по камере, там особых навыков не нужно.
7) Очень важно дождаться поиска спутников и проверить координаты точки старта на карте. В случае обрыва связи дрон сам вернется на точку взлета.
8) Всегда устанавливайте высоту возврата на 20-30 метров выше самого высокого предмета в округе. Тогда при потери связи дрон взлетит вверх и вернется выше всех преград, никуда не врежется.
9) Хотя дрон и оснащен сенсорами слепо доверять им нельзя. Всегда контролируйте все пространство, визуально, по камере и сообщениям в программе.
10) По бокам сенсоров нет, при красивом облете можно вписаться в препятствие. Поэтому или смотрим на дрон с земли все время (в идеале нужен помощник). Или останавливаемся, крутим камерой во все стороны и только потом летим. В профессиональных дронах две камер — одна смотрит в направлении полета, другая снимает красивые кадры. Управляют ими тоже вдвоем: один пилот, второй оператор. У вас такой возможности нет, так что осторожность должна быть даже не двойной, а в кубе.
11) Сверху тоже сенсоров нет. При все моем огромном опыте я недавно чуть не вписался в провода. Покрутился во все стороны — местность чистая, можно взлетать. А вот вверх головы не поднял😢. Всегда смотрите во все стороны.
12) Если схватить дрон и резко перевернуть пузом вверх — он выключит моторы. Это способ экстренной остановки полета.
13) За все время у меня была только одна полная потеря связи, причем на необитаемом острове посреди океана где нет помех. Дрон вернулся по программе сам в точку старта, пульт так и не заработал. Пришлось действовать экстренным способом выше. Думаю, что проблема была в прошивке, после обновления ничего такого не повторялось.
14) Много раз была потеря картинки. Почти всегда можно развернуться и полететь обратно по телеметрии. Картинка и управление дроном идут по разным каналам связи, при потере одного, второе может быть доступно.
15) Всегда калибрируйте компас при новом полете. Если этого не сделать дрон может крутиться во все стороны, плохо управляться.
16) Взлет и посадку я провожу с рук. Требуется предельная осторожность, но так дрон не страдает от пыли, песка и грязи. С песка вообще взлетать нельзя — попадет внутрь.
17) Если взлетаете с земли — придумайте что будете использовать как площадку. Я ранее использовал плед. Так дрон не пострадает от травы, камней и кустов.
Где бронировать отели:По российским картам бронировать можно на Яндекс (промокод:TRAVELBELKA12), Островке и китайском TRIP.COM. Все квартиры на Суточно. Советуем оформить иностранную карту и иметь самый большой выбор на Букинге (не работает в России), а для Азии на Агоде.
На популярных курортах отели бывают в несколько раз дешевле через туроператоров! Такие отели можно искать на Белке, Тревелате или Онлайнтурс.
18) В случает сильного ветра посадить и даже поймать дрон будет крайне сложно. Его будет болтать во все стороны. Крайний способ аварийной посадки: или накинуть на него кофту сверху, заблокировав пропеллеры, или зажать стики вниз и друг на друга (аварийное выключение моторов) и ловить дрон с небольшой высоты в плед.
19) Один иностранец рассказал мне, что его дрон просто сдуло ветром в море, и он его потерял. Всегда проверяйте возможность взлета и ветер по приложение UAV Forecast. Если дрон уносит над землей — пофиг, сажайте в траву сразу. Если над водой — переходим в спорт режим и немедленно на сушу.
20) По законам. В нашей сказочной стране придумали обязательную регистрацию. Как я понял выгод она никаких не дает. А вот проблем может добавить. Это как с иностранными счетами — молчишь и все хорошо, даже если поймают — ничего не будет да и не ловит никто, но если дурак и сам сдал, то кроме ежегодной геморройной отчетности выполнить которую физически часто не выйдет, можно еще кучу штрафов словить. Возможно так будет и с дронами. Сначала зарегистрируете, а потом придумают что надо три раза в год анализы на глистов сдавать и справку приносить.
21) Для полетов все равно надо разрешение и установление временного режима почти как самолету. А это подача заявки за сутки, звонок за час до взлета, звонок на каждом взлете и опционально на посадке. И это для полетов в поле. В городах надо разрешение администрации, а для съемок еще и ФСБ. Получить нереально если вы не с ТВ.
22) При этом штраф вроде 5000. Наложить его не может ППС, а только транспортная прокуратура, которой это точно не надо. Скользкий момент, что суд может изъять объект нарушения, но даже на митингах в Москве из двух похищенных дронов один вернули. При этом они именно были похищены, прецедентов конфискации вообще не помню.
23) В Москве лучше не летать. Во-первых все полеты над Москвой запрещены в принципе. Во-вторых куча глушилок у всяких важных зданий
24) Если летаете в городе, ставьте в настройках не возврат на точку взлета, а немедленное снижение. Когда глушат GPS — там идет подмена и дрон благополучно улетает по неверным координатам обычно в сторону аэропорта. В случае же просто снижения, при потери связи он никуда не полетит, начнет снижаться. У вас есть время добежать до него и попытаться возобновить связь. Даже если нет, дрон будет искать пригодное место для посадки и, возможно, даже сядет.
25) Есть абсолютно закрытые страны. Например Вьетнам. Ввоз дронов запрещен. Если найдут — отнимут. Но поскольку грабить людей не особо хорошо, дрон просто остается на хранении и при выезде можно его забрать. Плату за хранение могут потребовать. Лучше не рисковать.
26) Есть абсолютно открытые страны. Китай и особенно Гонконг. Летай где хочешь. Все потрясающие кадры с небоскребами именно оттуда. Конечно следует избегать толп людей просто в целях безопастности. Меня в Гонконге полицейский или охранник погнал от какой-то стройки с забором, где нет людей. Мол наоборот здесь типа не надо летать — иди на набережную где толпы народу — там летать можно.
27) Есть страны где разумно все прописано. Например в Сингапуре летать можно. Но поскольку там три аэропорта, много частных территорий и всяких правительственных и военных объектов, то возможности для полетов ограничены. Есть карта (приложение именно сингапурское не внутри DJI) — по карте сверился и лети. На меня правда водитель электрокара в парке гнал, что тут летать нельзя. Но водитель не полицейский и законов не знает. Есть сайт гражданской авиации и там все четко прописано.
28) В Дубае надо получать права на полеты. Сделать это можно онлайн и потом по прилету пройти быстро полетный тест. Но потребуется заплатить. Летать можно не везде опять же есть карта. Летать нелегально не советую — большие штрафы. А в Абу-Даби один режиссер вообще чуть не присел. Нафиг такие эмираты мракобесные.
29) В тае нужна страховка и регистрация. Сделать можно в Бангкоке в магазине DJI, но опять же это для местных, для туристов долго ждать. В Грузии и Турции законодательно летать можно везде. В Грузии прям на центрально площади на глаза у полиции женщина, не очень мягко говоря опытная, летала. Единственный вопрос в частной собственности. В той же Турции например в отеле вам могут запретить не только взлет, но и с воздуха типа снимать их отель — в разных странах разные законы.
30) Я стараюсь не снимать в городах, там много помех, много людей, машин. Если дрон свалится — могут быть пострадавшие. Плюс куча полиции, охраны. Надо понимать где и когда можно летать.
31) Если все же надо снять город — взлетайте с крыши. Это наиболее незаметно, удобно да и связь лучше.
32) Проблемы могут быть в национальных парках, вокруг туристических объектов. Не лезьте в толпу. Если прям так надо что-то отснять — отойдите на пол километра, километра. Спрячьтесь в кустах, просто присядьте на пол, на скамейку, не выделяйтесь. Разложитесь, настройте, быстро взлетайте и сразу вверх. Долетели до места, быстро отсняли, полетели в сторону от себя, дугой вернулись, быстро сели, запаковались и свалили. Если на авто — вообще никогда вас не найдут.
33) На природе снимать одно удовольствие. Людей нет, никому не мешаете, никто не мешает вам. В основном я снимаю природу.
34) Изучите все режимы съемок. Автоматические программы, панорамы — там куча крутого.
35) Помните, что управлять можно не только с пульта, но и жестами и только с телефона. Казалось бы все это глупости и баловство. Но вот мне надо было снять самого себя на велосипеде на горе. Пульт убрать вообще не куда, тем более будет тряска и стикеры точно сработают хоть в кармане, хоть в рюкзаке. Оставлять пульт на земле тоже не вариант, дрон будет настроен на слежение и нужна возможность экстренной остановки. Так как не нужна большая дальность — выход нашелся в управлении дроном с телефона по wi-fi, на 50 метров работает а больше и не надо.
36) Батареи дрона во время хранения сами собой разряжаются примерно через неделю до 65%. Это исключает их порчу и продлевает жизнь. Не забывайте зарядить до полной перед полетами после хранения.
37) На морозе емкость батарей падает быстрее. Храните их в теплых карманах, быстро устанавливайте и взлетайте, не давайте остыть. Не доводите до конца, питание может отключиться быстрее чем вы думаете.
38) Не летайте в дождь, избегайте влажности. Однажды в горах прям из неоткуда налетел туман. Мало того, что все сенсеры, включая нижний тут же сошли с ума и дрон отказался садиться. Так еще он был покрыт каплями влаги, хорошо обошлось, но это вредно для электроники.
39) Реальную опасность могут представлять птицы. Если чайки собираются в стаю и кружат над дроном — сваливайте.
40) Из необычных применений: даже в калужской области есть участок где не ловит телефон. Мы не то что заблудились в лесу — обратно вернуться как знали, но как пройти куда нам надо — сомневались. С дрона удалось быстро взглянуть на местность сверху и понять куда идти.
41) Так же и в авто путешествиях. Трасса, кругом заборы, вдалеке море, ничего не понятно. Остановился, запустил дрон. Нашел красивый мыс, утес, полуостров или другой объект. Потом нашел от него дорогу и по ней долетел до трассы. Теперь ты знаешь куда сворачивать и что там интересное.
42) Не приходилось пользоваться, но теоретически в горах можно доставить легкий груз 100-150 грамм, может лекарство. Дрон пролетит за 10 минут то, что ногами идти 2-3 часа. Или записку людям отправить в экстренной ситуации.
43) Сразу запасайтесь внешним жестким диском. Видео в 4K занимают ну очень много места.
44) Можно настроить сохранение кеша видео в телефон. Тогда вы сможете просмотреть недавние полеты прямо в телефоне сразу после приземления. Там же есть простенький видеоредактор и даже автоматическая генерация роликов.
45) Не будьте мудаком. Не только людей, но и животных может потревожить вид и звук дрона. Не подлетайте близко, снимайте издалека.
46) Еще дрон — это стабилизатор. Если нет возможности купить стабилизатор отдельно — взяли дрон в руки, включили записи видео и побежали снимать.
47) Дрон дорогая штука. Помните, что его могут украсть. Обидно будет не только за дрон, но и за весь материал на карте памяти.
48) Честно, не знаю как заставить себя разобрать весь материал, не то что бы монтировать видео. Я с этим смирился 😂
49) Появление дронов изменило не только индустрию кино. Теперь обычные блогеры снимают тревел-видео голивудского качества и это здорово.
50) Надеюсь, что технология будет развиваться дальше и не просто будет забавной игрушкой, а принесет реальную пользу обществу. Мне, например, очень нравится возможность вести прямой эфир с дрона прямо в фейсбук. Там мы показывали вам пляжи Пхукета в прямом эфире — правдивая информация из первых уст без искажений раньше это было доступно только федеральным телекомпаниям, а теперь всем.
P.S. Бонусный пункт. Поскольку у вас есть не только ответственность, но и права, и раз наше законодательство практически приравнивает беспилотники к большим воздушным судам, то любые приказы/угрозы/выкрики всяких охранников, чоповцев и прочих левых личностей о необходимости немедленной посадки, смены курса, других маневрах по их желанию — трактуются однозначно как попытка захвата воздушного судна и расцениваются как акт терроризма без поправок и исключений. Об этом следует им заявить, а так же что по закону о любом акте терроризма вы обязаны (не можете, а именно обязаны, вплоть до уголовного наказания за несообщение) незамедлительно сообщить в полицию, а после этого обратного хода уже не будет. Вам, напомню, максимум грозит штраф от транспортной прокуратуры, за терроризм же сроки максимальны — поэтому пусть ведут себя вежливо и спокойно.
Ответы на все вопросы: 💳Как теперь платить заграницей? 🏨Где бронировать отели за рубли? ✈️Где искть авиабилеты? 🚘Как арендовать авто без карты? 💰Выше, чем на сайте банков: вклад под 26%
Белка в телеграм: ❤️Главный канал 🔥Горящие туры 🛳️Круизы 💵Деньги и банки 📲Мобильное приложение: iOS|Android