В Китае для граждан России предусмотрены два варианта безвизового транзита: короткий (до 24 часов) и длительный (на 72 или 144 часа). Рассмотрим правила для каждого из них.
24-часовой безвизовый транзит в Китае
Безвизовый 24-часовой транзит в Китае доступен гражданам всех стран мира во всех аэропортах Китая, кроме четырех – в городах Фучжоу, Шэньчжэнь, Яньцзи и Муданьцзян. Так что, если ваш маршрут не проходит через эти города и вы не собираетесь во время пересадки покидать терминал аэропорта, то через Китай без китайской визы можно лететь куда угодно и когда угодно.
Основное условие для такого транзита — пассажир летит через КНР в третью страну, либо в специальные административные районы (САР) Китая: их три — Сянган (Гонконг), Аомэнь (Макао) и Тайвань.
Страна назначения при этом должна отличаться от страны вылета: рейс Москва — Пекин — Иркутск под условия безвизового транзита не подпадает, так как в данном случае вы из России через Китай летите в Россию. А рейсы Москва — Пекин — Бангкок или Иркутск — Пекин — Гонконг под правила подходят.
Кроме того, для безвизового транзита ваш билет должен быть выписан на одном бланке. Если вы купите два разных билета, например, Москва — Пекин рейсом «Аэрофлота» и Пекин — Бангкок какой-нибудь китайской авиакомпанией, то этот вариант не подпадает под условия 24-часового безвизового транзита, для такого полета вам необходима виза КНР.
Также правила безвизового 24-часового транзита распространяются не только на стандартный маршрут «страна 1 – город в КНР – страна 3», но и на более сложные комбинации: когда на территории КНР не одна, а две и больше пересадок/остановок. Например, маршрут Владивосток (РФ) – Харбин (КНР) – Пекин (КНР) – Хошимин (Вьетнам). На первый взгляд кажется, что виза КНР при таком маршруте требуется, ведь «плечо Харбин – Пекин» – это внутрикитайский рейс. Но нет, виза не нужна при следующих условиях:
- все перелеты осуществляются по одному билету (при этом авиакомпании могут быть разными);
- в аэропортах на территории КНР вы не покидаете здание терминала;
- маршрут не предполагает остановки в городах Фучжоу, Шэньчжэнь, Яньцзи и Муданьцзян;
- время в КНР не превышает 24 часов (время считается с момента приземления в первом аэропорту КНР и до момента вылета из последнего аэропорта КНР).
Если все условия соблюдены, то виза КНР при полете в третьи страны через несколько аэропортов Китая не требуется.
А вот пример маршрута с двумя посадками в Китае, но когда виза требуется: рейс Москва — Камрань (Вьетнам) с пересадками в Пекине и Гуанчжоу. Хоть он и по одному билету, но как видим, общее время пересадок более 26 часов — при таких вам нужна виза в КНР, даже если вы не собираетесь покидать терминал аэропорта:
Можно ли во время 24-часового транзита в Китае без визы выйти в город?
Если вы не собираетесь сутки летать как фанера на Китаем, а ваш маршрут предполагает всего одну остановку в КНР, продолжительностью не более 24 часов, то в пункте пересадки можно попробовать выйти в город погулять без визы. Мы специально пишем «можно попробовать», а не «у вас есть на это право».
Право на предоставление безвизового выхода в город остается на усмотрение сотрудников аэропортовых служб. А главное правило безвизового транзита в Китае заключается в том, что никаких правил там не существует. Китайский транзит — это больше лотерея. Там многое зависит даже не от правил конкретного аэропорта, а конкретного пограничника, на решение которого может повлиять все что угодно — начиная от длительности стыковки и заканчивая собственным настроением.
Но попытаться «выйти погулять» все же стоит, в конце концов, вам за это ничего не будет: самое страшное, что может произойти — в праве выхода откажут и придется ждать свой рейс в терминале аэропорта.
Смысл пробовать «выйти погулять» есть, если пересадка больше 12 часов. Если меньше, то сидите лучше в аэропорту, так как, пока вы пройдете все формальности и доберетесь из аэропорта до города, нужно будет уже возвращаться в аэропорт.
Для того, чтобы выйти в город во время пересадки в Китае, после прилета идите к границе по указателям 24/144 HOUR VISA FREE TRANSIT.
Как сообщается на сайте Государственного управления по делам миграции КНР, на границе нужно предъявить свой загранпаспорт (он должен быть действителен еще как минимум 3 месяца с момента въезда в КНР) и пассажирский билет/посадочный талон в третью страну, либо в специальный район КНР (Гонконг, Макао, Тайвань) с вылетом в течение ближайших 24 часов.
Также нужно заполнить карту регистрации иностранного гражданина для временного въезда (в ней нужно будет указать, когда вы прилетели, когда улетаете и другие личные данные). Кроме того, как говорится на сайте госуправления миграции, необходимо «пройти опрос со стороны органов пограничного контроля въезда и выезда». Впрочем, «опрос» — только звучит грозно, на самом деле китайские пограничники в большинстве случаев практически не задают никаких вопросов, так как очень плохо говорят по-английски. А всю информацию, которая им требуется, вы напишите в карте регистрации. Но что-то могут и спросить, правда, общаться с пограничниками КНР из-за их английского — то еще удовольствие.
После того, как все документы вы предоставите, дальше возможны варианты: либо вас выпустят из аэропорта, либо откажут. Почему могут не выпустить — вряд ли вам кто-то будет объяснять, все зависит исключительно от пограничника. Например, ваша пересадка длится часов 20, а брони отеля у вас нет, в этом случае пограничнику может не понравиться, что вы все это время будете шляться по городу… Вариантов масса.
Но есть причины, когда точно откажут в выходе в город во время пересадки:
- если иностранцу запрещен въезд в Китай;
- если загранпаспорт иностранца заканчивается раньше, чем через три месяца на момент въезда в КНР;
- если в паспорте есть штамп об отказе в получении визы КНР;
- если ранее (в течение последних пяти лет) иностранец попадался при попытках незаконного въезда в КНР, незаконно находился на территории КНР, незаконно работал на территории КНР;
- если иностранец ранее (в течение последних двух лет) нарушал нормы регистрации по месту проживания в КНР.
Рейсы на Хайнань: особые правила
Россияне могут въезжать на остров Хайнань без визы. Но рейсы на Хайнань с пересадкой в материковом Китае НЕ ПОДПАДАЮТ под правила безвизового транзита (даже если вы не планируете во время пересадки покидать аэропорт).
Для россиян безвизовый въезд на Хайнань возможно только в том случае, если они летят на остров напрямую из России или из третьей страны. Например, в случае прямого рейса Москва — Санья (сейчас летает «Аэрофлот») виза КНР не требуется. Также не нужна виза, если вы летите на Хайнань из России с пересадкой в третьей стране: например, Москва — Доха (Катар) — Санья.
Но если вы летите на Хайнань с пересадкой в материковом Китае (например, Москва — Пекин — Санья или Москва — Шанхай — Санья), то в этом случае вам потребуется виза КНР, без нее вам откажут в регистрации на рейс еще в России.
При этом учтите, что в случае с Хайнанем для безвизового въезда загранпаспорт должен быть сроком действия не менее 6 месяцев. Без визы можно оставаться на острове не более 30 суток и в течение этого времени иностранцу запрещено покидать территорию Хайнаня.
Длительный безвизовый транзит в Китае (72 или 144 часа)
Гражданам России в Китае также доступен длительный безвизовый транзит. Он может быть либо на 72 часа (трое суток), либо на 144 часа (шестеро суток) — зависит от конкретного аэропорта, в котором вы проходите границу.
Правила длительного безвизового транзита те же, что и в случае 24-часового:
- загранпаспорт должен действовать не менее 3 месяцев;
- нужен авиабилет в третью страну, либо в три района КНР (Гонконг, Макао, Тайвань);
- бронь отеля на английском языке (ни в коем случае не на русском). Если вы будете жить не в отеле, а у друзей, то в течение 24 часов после въезда необходимо зарегистрироваться в полицейском управлении;
- заполненная въездная карточка иностранца (оформляется на границе).
Также основное требование для длительного безвизового транзита — только одна посадка в Китае. Поэтому перед поездкой убедитесь, что в вашем маршруте нет никаких технических остановок в Китае. Например, до пандемии авиакомпания China Southern некоторые свои рейсы между Москвой и Гуанчжоу делала с техпосадкой в Урумчи или в Ухане. А China Eastern в некоторых случаях летала из Москвы в Шанхай (и обратно) с техпосадкой в Сиане. В случае таких рейсов в Гуанчжоу и Шанхае пассажиры лишались права на безвизовый выход в город. Но это «по закону», а мы же все помним, что в Китае все зависит от конкретного пограничника, каждый из которых трактует правила как хочет. И, например, автор этих строк когда-то спокойно без визы вышел в город из аэропорта Гуанчжоу по пути на Филиппины (хотя на рейсе из Москвы у меня была техпосадка в Урумчи). Но опять же, это скорее исключение, а не правило: в интернете полно отзывов, когда россиянам отказывали в праве выйти в город только из-за того, что на маршруте было две посадки на территории Китая.
Например, вот билет из Москвы в Нячанг (Вьетнам) авиакомпанией China Southern через Китай. Как видим, в Китае на пути «туда» нас ждут две пересадки — в Пекине (5 ч 15 мин) и в Гуанчжоу (21 ч 55 мин).
Для такого маршрута вам НУЖНА виза КНР, потому что ДВЕ посадки на территории КНР. Вас не то что в город без визы не выпустят, вас еще в Москве могут развернуть из-за отсутствия визы.
И даже отсидеться в аэропортах не получится, так как общее время в КНР превышает 24 часа:
В каких городах возможен длительный безвизовый транзит?
По данным Государственного управления по делам миграции КНР, длительный безвизовый транзит в настоящее время действует на 31-м КПП в 23-х городах 18-ти провинций страны. Полный список можно посмотреть здесь. Но описывать правила в каждом из них нет особого смысла. Мы рассмотрим лишь те города, куда из России сейчас можно добраться прямым рейсом китайской авиакомпании, так как перелеты именно китайскими перевозчиками через КНР — самый популярный у российских пассажиров вариант воспользоваться длительным безвизовым транзитом.
Сейчас (данные на весну 2024 года) «китайцы» напрямую летают из России в Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Ханчжоу, Циндао, Шеньян, Шэнчжэнь, Чэнду и Харбин. С апреля, как ожидается, авиакомпания China Southern Airlines возобновит рейсы из Москвы в Урумчи, а China Eastern Airlines — из Москвы в Сиань.
Но из этих китайских мегаполисов интерес представляют лишь аэропорты трех направлений — Пекина, Шанхая и Гуанчжоу, так как именно эти хабы большинство россиян используют в качестве транзитных пересадок.
144-часовой транзит в Пекине
В столицу КНР из России сейчас больше всего рейсов. Только из Москвы в пекинский аэропорт Дасин летают четыре китайских авиакомпании — China Southern Airlines, Air China, China Eastern Airlines и Hainan Airlines. Кроме того, Hainan Airlines также летает в Пекин из Санкт-Петербурга и из Иркутска.
Через Пекин удобно добираться до многих стран Азии, причем, цены у китайских перевозчиков часто бывают намного привлекательнее по сравнению, например, с авиакомпаниями Ближнего Востока или с турками.
На фото: пекинский аэропорт Дасин
В Пекине россиянам доступен 144-часовой безвизовый транзит: то есть по пути в какую-нибудь третью страну вы можете на срок до шести дней остановиться в Пекине. Причем, в «территорию безвизового транзита» входит не только сам Пекин, а регион Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй. Это значит, что во время остановки вы можете путешествовать по провинции Хэбэй и городам центрального подчинения — Пекину и Тяньцзину.
А посмотреть тут есть что: в провинции Хэбэй насчитывается примерно 670 исторических мест, четыре из которых внесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, именно тут проходит восточная часть Великой китайской стены (самая популярная у туристов), а в городе Чэндэ (около 200 км от Пекина) расположен крупнейший в Китае императорский храмовый комплекс Вайбамяо. Также в провинции на побережье есть популярный морской курорт Бэйдайхэ.
Более подробно о безвизовом транзите в Пекине можно почитать на сайте Народного правительства города Пекин (на русском языке).
144-часовой транзит в Шанхае
В Шанхай из России летает авиакомпания China Eastern Airlines — она выполняет прямые рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга. Из Шанхая у China Eastern отличная «разлетка» по азиатским направлениям, так что россияне этой авиакомпанией пользуются часто.
В самом Шанхае также, как и в Пекине, туристы из РФ могут воспользоваться 144-часовым безвизовым транзитом (главное, чтобы на пути из России в Шанхай не было техпосадки в Сиане). Причем в «безвизовую территорию» входит не только сам Шанхай, но и также провинции Цзянсу и Чжэцзян.
И кроме того, для пересадки в Шанхае электронную транзитную анкету можно заполнить заранее онлайн, чтобы не тратить на это время в аэропорту.
144-часовой транзит в Гуанчжоу
В Гуанчжоу из Москвы летает авиакомпания China Southern Airlines. К слову, сейчас это крупнейшая авиакомпания в Азии по размеру флота: у нее примерно 850 пассажирских и грузовых лайнеров. Из своего домашнего аэропорта Байюнь в городе Гуанчжоу China Southern летает по всему миру, а по Азии у нее одна из крупнейших маршрутных сеток среди всех китайских авиакомпаний.
В Гуанчжоу в случае рейсов China Southern в третьи страны для россиян действует 144-часовой безвизовый транзит. Другими словами, выйти в город без визы можно на шесть дней. Причем, в безвизовую территорию входит вся провинция Гуандун, а не только город Гуанчжоу. Кроме того, 144-часовой транзит россиянам доступен также в другом крупном городе этой провинции — Шэнчжэне, куда из Москвы также летает China Southern Airlines (при этом мы помним, что Шэнчжэнь — один из четырех городов КНР, где без визы невозможен 24-часовой транзит, а 144-часовой — можно. Вот и пытайся найти логику в китайских правилах после этого).
Гуанчжоу является третьим по величине городом Китая, уступая лишь Шанхаю и Пекину. В нем живет свыше 14 млн человек. При этом сама провинция Гуандун — самая населенная в Китае, по данным на 2023 год в регионе проживало около 150 млн человек (то есть как все население России). Также на сегодняшний день это самая экономически развитая провинция КНР.
Другие города Китая для безвизового транзита
Пекин, Шанхай и Гуанчжоу — три самых популярных китайских хаба у россиян, через которые они сейчас летают в страны Азии (и не только). Тем не менее, из России в Китай также совершают рейсы и другие китайские авиакомпании. Например, Beijing Capital Airlines из Москвы летает в Ханчжоу и Циндао, China Eastern Airlines помимо Шанхая также выполняет рейсы из Москвы в Шеньян, а Sichuan Airlines летает из российской столицы в Чэнду. Кроме того, из Владивостока в Харбин летает Chengdu Airlines.
Практически в каждом из этих городов (кроме Ханчжоу) возможен длительный безвизовый транзит на пути в третьи страны: в Харбине — на 72 часа, в Шэньяне, Чэнду и Циндао — на 144 часа. Правила те же, что и в более крупных хабах: прилетели, и, если время пересадки позволяет, идем к границе с загранпаспортом, посадочным талоном/билетом в третью страну и бронью отеля. А дальше — все на усмотрение пограничника.
Другое дело, что «разлетка» китайских авиакомпаний по другим странам из Шэньяна, Чэнду, Циндао и Харбина не такая обширная, как из Пекина, Шанхая или Гуанчжоу.
Сколько стоит китайская виза?
Ну и последнее. В этом тексте мы неоднократно предупреждали вас о том, что правила китайского транзита просты лишь на бумаге, в реальности же — никаких вменяемых правил там нет и многое зависит исключительно от конкретного пограничника, который вам попадется.
Да и сами правила написаны так, что их можно трактовать как угодно. Например, вот как описаны правила транзита в столичном регионе Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй на сайте Государственного управления по делам миграции КНР:
«В регионе Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй совместно реализован 144-часовой безвизовый транзит. Иностранцы, которые соответствуют условиям применения политики, могут въезжать в Китай через любой КПП региона Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй, где применен безвизовый транзит, а также пребывать в городе Пекин, городе Тяньцзинь и провинции Хэбэй в течение 144 часов, и выезжать из Китая через любой КПП региона Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй, где применен безвизовый транзит».
Как вы сами можете убедиться, написаное можно трактовать как угодно. Например, выпустят ли меня в Пекине без визы, если у меня куплены два разных билета разными перевозчиками? Могу ли я прилетать в Китай на самолете, а покидать страну на круизном лайнере? Информация на этот счет в интернете самая разная — кого-то пустили, кого-то развернули, кому-то отказали еще в России.
Поэтому, если у вас слишком сложные конфигурации полетов, а не просто по одному билету «прилетел в Шанхай — из Шанхая улетаю», то наш вам совет — рассмотрите возможность оформить китайскую визу. Ведь если вам в КНР откажут в продолжении вашего путешествия из-за отсутствия визы, ваши финансовые потери будут намного больше, чем цена китайской визы.
Более того, в «сложных» случаях проблемы у вас могут возникнуть еще в России. Вы не хуже нас знаете, что в наших аэропортах многое также зависит от человека: кто-то будет разбираться в китайских правилах транзита, а кому-то проще сразу отказать, чтобы потом не возвращаться вас из Китая за счет авиакомпании.
Стоимость однократной визы в КНР до конца 2024 года снижена — она стоит всего 2500 рублей. Если оформлять через китайский визовый центр — то 6300 рублей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Краткое руководство по путешествиям в Китае
20 вещей, которые надо знать перед поездкой в Чжанцзяцзе