Манали – Лех

3817

В последнее время мотоцикл стал не только средством передвижения по городу, а одним из самых популярных видов транспорта в дальних путешествиях. Мототуризм стремительными темпами развивается во всем мире.
Путешественники ставят перед собой разные цели. Так, индийский мотоциклист Манигандан Манжунатан в феврале 2015 г. принес Книге Рекордов Гиннеса новый моторекорд, проехав 38 239 км по Индии за 86 дней.
Александр Йорк, путешественник и блогер. В 2012 совершил мототрип по Индии, в 2013 г. были Филиппины. Летом 2015 г он побывал в Гималаях на высоте около 5000 метров, проехав сложнейший в мире путь на мотоцикле. Саша даже добрался до знаменитого озера Сурадж Тал (4883 м), которое когда-то нарисовал сам Рерих в своей картине «Горное озеро. Перевал Бара-Лача».
«Дорога бесконечного оргазма — так в своем дневнике называет Саша, казалось бы, одну из самых труднопроходимых дорог на планете Манали-Лех — это самый яркий эпитет, который я слышал о путешествии по Лех-Манальскому шоссе на мотоцикле. Говорят, что сочетание мощной Гималайской красоты, древней культуры и большой высоты при правильном подходе может вогнать тебя в перманентное состояние счастья».

О том, как велась подготовка к мототрипу, какие были сложности и где же наступил катарсис этого пути поделился Саша в своем интервью.

moro7
 Сколько времени ушло на подготовку? Как готовился? Были ли какие-то сложности?
— История началась давно. Когда ты занимаешься мотоциклами и путешествиями по Индии, узнаешь про эту дорогу так или иначе.
Идея появилась где-то год назад. Мы с друзьями начали серьезно об этом думать, планировать, узнавать информацию просто для интереса.
Зимой началась подготовка – нужно было купить билеты, взять вещи для экипировки.
По прилету в Дели мы взяли мотоцикл в аренду на рынке «Карл бак». Торговец, которого нам посоветовал друг, на удивление нас даже не обманул.
Это серьезное путешествие. Перед поездкой нужно понимать, что здесь нужен большой мотоциклетный опыт. До этого было около 4-х лет мотоциклетного опыта.

moto3

 Саша,  ты выбрал одну из самых сложных высоких в мире дорог «Манали — Лех» с 4 перевалами высотой вплоть до 5000 метров. Скажи, почему ты выбрал именно этот путь?
— Это уникальный маршрут, это самая высокая автомобильная дорога в мире с сумасшедшими перевалами высотой до 5000-6000 м.
Эта дорога была построена военными из-за индо-пакистанских войн. Хотелось посмотреть на эти невероятные пейзажи, на три абсолютно разных религии (индуизм, буддизм и ислам), и проехать это все в нормальных условиях. Но они оказались совсем непростыми – нужно было переезжать реки, ехать поснегу, по льду, через перевалы.

🔥🇰🇿 Лучшая карта Казахстана для покупок и путешествий. Только у нас можно заказать в именном варианте с доставкой по всему миру. Работает во всем мире, пополняется рублями без проблем.

Работаем 2 года, оформили 10 000 карт, гарантия выдачи или возврат средств! Честная рассрочка 0%.

Как спасался от холода? По видео так резко меняются пейзажи – от зеленых лугов до снежных сопок…На какой высоте начался резкий перепад температуры? Какую одежду посоветуешь для восхождения?
— В целом температура там нормальная, за исключением ночи и большой высоты. А совсем большая высота на перевалах, но там ты не задерживаешься, а переезжаешь. Ночуешь примерно на высоте 3-4 тысяч метров. Это тоже холодно, но это приемлимый холод. Но на такой высоте, конечно, любой минус ощущается гораздо серьезнее, плюс здесь также есть ветер. Ночуешь под кучей одеял. Сколько? (ну, 3 толстых , смеется).
Одежда – у меня были специальные штаны с теплой поддевкой, водонепромокаемые, в них очень комфортно ехать. На теле только флиска, куртка летняя (даже перфорированная) и черепаха (это такая защита груди и позвоночника), мотоциклетная экипировка. Вечером я, конечно, одевался теплее. У меня была куртка зимняя непродуваемая, купленная в Непале.

moto5
 Что было самое сложное на маршруте? Какой была дорога? Что делал во время снегопада и стоит ли пережидать его?
— Самая страшная история, наверное, была с метелью, в которой мы чуть не погибли.
Эта история связана с перевалом Чанг — Ла. Он не самый высокий (5350 м), и он идет из города Лех к высокогорному озеру Пангонг. Это очень знаменитое место. Это огромное, 100-километровое озеро на огромнейшей высоте (ок. 4000 м), на границе Китая и Индии.

moto5

Когда мы ехали через перевал, шел дождь, но мы не подумали, что этот дождь наверху на высоте 5000 м превратится в снег. Но мы поехали. Когда поднимаешься наверх, и дождь резко меняется на снег, то ты уже ничего не можешь сделать, потому что это абсолютный ад – это очень холодно, это нулевая видимость, это какой-то супер рождественский снегопад, но с большим ветром. На тебя летят хлопья снега, нужно постоянно открывать шлем, чтобы снег не забился внутри и не залепил все.
Видимость плохая при этом, дорогая грязная и вся в ямах, навстречу еще идут фуры, а путь никак не обозначен….Когда попадаешь в такую ситуацию, а она считается достаточно экстремальной, потому что ты еще и на мотоцикле, тебя начинает очень сильно продувать. Ты начинаешь замерзать. Руки леденеют сразу. И у тебя возникает такое ощущение, что тепло концентрируется где-то в районе спины, то есть тепло как бы отодвигается куда –то назад и ты ощущаешь, как тело начинает замерзать. Это очень неприятное ощущение.

 С одной стороны, ты думаешь, что нужно остановиться и не ехать в этот ужас, но одновременно ты понимаешь, что самая большая ошибка – это останавливаться.

Если остановишься, то есть риск вообще замерзнуть. И мы видели, к сожалению, человека, который замерз насмерть. Люди сказали, что он поехал чуть раньше нас. Он слез с мотоцикла и замерз, потому что, сойдя с мотоцикла, ты пытаешься согреться, но не можешь, а наоборот, впадаешь в состояние апатии и сонливости.

 Чем питался во время мототрипа? Сколько еды, воды понадобилось везти на себе? Как часто удавалось что-то приобрести у местных?
— Не было никаких проблем с едой. Там везде в дороге есть люди. Еда очень простая.
Обычно это рис, чапати (национальная индийская лепешка из пресной муки), тал (гороховая похлебка). Это все очень быстро приедается, поэтому когда приезжаешь, например, в Лех (конечная точка маршрута), там все отлично, там находится туристический городок, там есть все блага жизни – и экспрессо, и паста…
Везли с собой только топливо, т.к. там нет заправок.

А вообще, желательно брать с собой шоколадки, потому что в горах это самая лучшая еда, плюс можно брать с собой орешки – и то и другое сразу дает много энергии.

А самая лучшая еда, проверенная на трекере в горах – это сникерс – это чудо-шоколад. Когда ты идешь в горах, ты просто мечтаешь о нем. Один укус сникерса – и у тебя миллион энергии.
Сами не готовили. Везде можно перекусить – или у местных жителей, или в более цивилизованных местах.

 В какое время года лучше ехать в Гималаи? Когда там сезон?
— Сезон летом – когда снег тает в горах – с июня по октябрь. Но мы ехали в конце июня и попали в снежные метели и лавины, поэтому, думаю, что лучше ехать в конце июля или в августе. Но, с другой стороны, в августе больше воды.
Вообще, особенность горных перевалов в том, что там никогда нет хорошего сезона: если это холод, то приходится ехать по снегу, а это непросто, если же тепло, то снег тает, все это течет вниз, размывает дорогу, и тебе приходится переезжать реки, ручьи и ехать по грязи.
 Дорога Манали-Лех, по которой ты ехал, насколько мне известно, изначально строилась индийскими военными. Я читала в твоем блоге, что вы встречались с военными. Расскажи, как отнеслись к вам, заставили проходить какой-то досмотр?

— Отнеслись к нам очень хорошо, потому что, насколько я понимаю, военные очень хорошо воспринимают Россию, потому что мы дружим государствами, многие индийцы обучаются в военных университетах России, многие ездят по обмену перенимать опыт у российских военных. Все это происходит еще со времен Советского союза, и сейчас это все продолжается. Мнение индийцев о России – мы друзья, мы союзники.
Когда мы вынужденно ночевали на военной базе из-за плохой погоды, там никто ничего не досматривал, нас просто ответили к начальнику военной базы, и он пообещал нас всем обеспечить, назвав нас своими братьями. Мы пришли в офицерский барак, где нам приготовили еду, еще там были прекрасные кровати и даже бар.
Но естественно мы не стали пить, так как это опасно на большой высоте.
Но это все абсолютно не значит, что военные там – это некий бесплатный отель.
Остановка там была просто вынужденной мерой из-за непогоды. Еще можно сказать, что военных там очень много. Если я не ошибаюсь, то в Кашмире служит около полумиллиона индийских военных. Там большое количество военных баз. В исламской части Кашмира люди просто на дороге стоят с автоматами…

Какие попутчики тебе встретились? И как часто приходилось видеть людей?
— Очень много людей на мотоциклах встречаются тебе по дороге. В основном, это были индийцы, или это организованные в туры европейцы. Причем, это были пожилые байкеры, т.к. в Европе хорошая пенсия, и они могут позволить себе подобное путешествие.
Или это русские, как мы, но их меньше.

Был очень интересный итальянец Джонатан, который постоянно пытался со всеми спорить, француз, который путешествует на мотоцикле «Урал» с коляской. Причем, на этом «Урале» он объехал весь мир.

Очень много израильтян, которые приезжают себя отдохнуть, курят марихуану, иногда выезжают на экскурсии. Можно сказать, правда с натяжкой, что Лех –это израильское место. В основном это молодежь, либо люди более старшего возраста. Семей здесь не встречал. Несмотря на то, что в Лехе есть свой аэропорт, на такой высоте (ок. 3000 м) с детьми путешествовать тут опасно.

moto2

На такой высоте (около 5000 м) должно быть, трудно было дышать? Что делал в этом случае?
— Самое трудное было на перевалах. Лучше не проводить там больше получаса. На байке ты поднимаешься и спускаешься быстро. Пешком было бы гораздо тяжелее. Когда мы застряли на одном перевале из-за метели, начала болеть голова, появилась слабость. В этот момент ты очень быстро устаешь, чувствуешь давление на голову. Но ничего специально мы не делали, у нас не было никаких таблеток. А индийцы используют чеснок. Ты жуешь головку чеснока, который пробивает нос. И тебе легче дышится, ты получаешь больше кислорода.

Плюс есть у индийцев такие супертаблетки, которые пахнут как нашатырный спирт, который также пробивает нос.

Кислородные баллоны на такой высоте еще не нужны, но нужно думать, что ты будешь делать, если тебя накроет горная болезнь. Сначала начинает болеть голова, появляется слабость, затем настигает диарея и слепнут глаза.
Так что нельзя недооценивать серьезности горной болезни. Если есть такая предрасположенность, проблемы с дыханием, то лучше заранее пройти обследование.

moro2
Чего в этой местности следует опасаться больше? Ты писал про лавины, которые неоднократно бывают тут? Как можно себя обезопасить?
— Нельзя обезопасить себя на 100%, потому что это горы, это мотоцикл. Тем они и похожи, что непредсказуемы. В горах очень много риска, и в катании на мотоцикле тоже. Можно обезопасить себя только опытом. Желательно понимать, что такое горы, быть примерно на такой же высоте, например, сходить на трекер в Непале, или на Эльбрус. Во-вторых, нужно иметь мотоциклетный опыт, который даст тебе возможность реагировать на какую нештатную ситуацию.

Самое опасное во всем этом – это перевалы. Это всегда очень непредсказуемое место, потому что погода постоянно меняется постоянно.

Когда ты забираешься на перевал то не знаешь, что тебя ждет. И самое ужасное, это, конечно, снег и лед. Не снегу и льду ты легко можешь упасть. Поэтому нужна экипировка – шлем, черепаха (защитный панцирь для мотоциклиста), мотоштаны (специальные штаны с защитой на коленках), и специальная мотоциклетная обувь.
Насколько подготовленным должен быть человек к такому путешествию?
— В любом случае, едешь ты в компании или один, у тебя должен быть мотоопыт.
Физической подготовкой я особо не занимался, так как не было времени. Но нужно быть готовым к нагрузкам, к тому, что придется толкать мотоцикл, помогать людям, одному выкарабкиваться из каких-то рек и т.д.

Какими еще видами транспорта можно пройти этот перевел?
— Можно поехать на автобусе или арендовать джип, микроавтобус… Но пешком, конечно, ты его не перейдешь. Там были даже люди, которые ехали на велосипедах. Но у них была машина. Какую-то часть пути они ехали на ней. А потом пересели на велосипеды.

Какие самые интересные места ты посетил во время мототура?

— Во-первых, сама эта дорога из Манали в Лех – это просто супер-достопримечательность, потому что за каждым поворотом у тебя какой-то новый пейзаж. После второго перевала Баралача, где была лавина, начинаются абсолютно марсианские пейзажи – это полупустыни, степи, красные, фиолетовые горы. Это невозможная природа…Тебе кажется, что такого просто не может быть на земле. Сам город Лех и его окрестности считается Малым Тибетом. Если в самом Тибете все китаезируется, то в Лехе сохранился аутентичный Тибет. В окрестностях Леха огромное количество старейших буддийских монастырей, разных школ. Ты можешь это все ездить и смотреть. Также супер интересно 100-километровое озеро Панг Гонг с соленой водой, хотя там не может быть соленой воды, потому что ледники дают пресную воду. Оно находится на высоте около 4 000 метров на границе с Китаем. Невероятное место — Долина Нугра, где пустыня с верблюдами соседствует вместе со снежными горами. Раньше там проходил Великий шелковый путь…

Также небольшое Сараджтал, которое находится высоко, после перевала Баралача. Когда-то, чтобы нарисовать его, сюда на яках добирался сам Рерих. Потом там построили дорогу.

 

Автор интервью:  Мария Сипягина

Ответы на все вопросы:
💳Как теперь платить заграницей?
🏨Где бронировать отели за рубли?
✈️Где искть авиабилеты?
🚘Как арендовать авто без карты?
💰Выше, чем на сайте банков: вклад под 26%

Белка в телеграм:
❤️Главный канал
🔥Горящие туры
🛳️Круизы
💵Деньги и банки
📲Мобильное приложение: iOS|Android

Фигня
0
Норм
2
Годнота!
5