Коды аэропортов

5954

Существуют тысячи аэропортов, соединяющих города всех стран и континентов, и все же всего три буквы от ААС и ВВІ до YYZ и ZZU и я, и вы, и наши чемоданы путешествуют по миру настолько точно, насколько это вообще возможно на практике.

Коды аэропортов

Если вы летаете часто, вы видели их в приложениях, на посадочных талонах, багажных бирках и даже как часть самого аэропорта — большой большой брендинг. Невозможно не задаться вопросом на скучном дальнем рейсе с единственным развлечением в виде карты полета о потенциальных шаблонах: почему все канадские аэропорты начинаются на Y? Почему одни коды похожи на название городов, а другие нет? Как вообще эти коды создаются?

IATA коды

Чтобы найти ответ отправляемся в YUL канадский город, который является столицей кодов — Монреаль, где находится штаб-квартира IATA. Международная ассоциация воздушного транспорта. Это неправительственная организация, независимое авиационное агентство для авиакомпаний. Они работают, чтобы координироваться аэропорты и авиакомпании создавая и внедряя стандарты. Один из них — код аэропорта IATA, состоящий из трех букв и идентифицирующий каждый аэропорт в мире, от самого большого до самого маленького, и все они закодированы так, чтобы компании могли четко и ясно сообщать о сложных маршрутах для перевозки своих клиентов и их багажа. И на самом деле код предназначен не только для аэропортов. Технически это код местоположения для всех видов транспортных развязок, Например когда аэропорт соединен с ж/д вокзалом, как амстердамский Schiphol. Вот как код IATA должен работать: один аэропорт один код, который является уникальным. Потому что названия аэропортов не уникальны: Портленд, есть в штате Орегон, в штате Мэн и в Австралии. Неприятно улететь не туда.

Международные полеты создают связи между всеми языками на Земле, поэтому код IATA помогает, когда вы не говорите на местном языке, но вам все равно нужно забронировать билет через какой-нибудь труднопроизносимый город. Обозначать маршруты через коды гораздо понятнее не только для вас, но и для наземного персонала, перегружающего багаж.

В идеале IATA код происходит от первых трех букв места, как с Гибралтаром, где аэропорт Гибралтара — GIB, тогда отправляясь в Корк это должно быть COR но нет, Кордоба в Аргентине построила аэропорт раньше и забрала COR, а Корк стал ORK🤣🥲

🔥🇰🇿 Лучшая карта Казахстана для покупок и путешествий. Только у нас можно заказать в именном варианте с доставкой по всему миру. Работает во всем мире, пополняется рублями без проблем.

Работаем 2 года, оформили 10 000 карт, гарантия выдачи или возврат средств! Честная рассрочка 0%.

FAA запреты

Так что если ваш аэропорт закодирован не по названию, то, вероятно, есть соперник, который забрал этот код раньше. Это одна из главных вещей — координация кодовых предпочтений каждого, что означает работу не только с отдельными аэропортами, но и со всеми авиационными агентствами в разных странах. Некоторые из которых имеют свои собственные пожелания по согласованности кодов между странами, например, Канада, которая забрала все начальные Y себе. Таким образом, если вы видит Y в начале, вы хотя бы знаете страну, куда собираетесь ехать. Ой, нет, это не сработало, почему-то YKM привел нас в Вашингтон США, и раз уж мы здесь, мы могли бы также поговорить о FAA.

В Америке Федеральное управление гражданской авиации, подразделение Министерства транспорта, ведет работу по назначению кодов всех американских аэропортов и американский код аэропорта от FAA фактически имеет свой собственный набор трех символов. Но мы не будем говорить об этом, потому что это означает, что в Америке правило: один аэропорт два кода. Для простоты придерживаемся истории: один аэропорт один код. Первые буквы NQWKZY запрещены для американских аэропортов. N зарезервирован для военно-морского флота, нет их не присваивают авианосцам, но используют для военных баз с аэропортами. Поэтому такой аэропорт как Нэшвилл, который, казалось бы, должен начинаться с буквы N, был вынужден выбрать что-то другое и стал BNA🤷‍♀️. А занята армией и военно-воздушными силами, но есть куча гражданских А-аэропортов таких как Альбукерке, Абердин, Анкоридж, Amarillo и Augusta. Q занят из-за азбуки Морзе, действительно есть набор международных кодов быстрой связи из 3 букв, которые начинаются с Q (quickie communications), которые все еще используются, и поэтому американские аэропорты не должны начинаться с буквы Q. К и W запрещает FCC Федеральная комиссия по связи эти буквы используются для гражданских вещательных станций. Идем дальше Z зарезервирован для самих центров управления воздушным движением. Про Y вы уже знаете, потому что Канада.

Системы нет

Это предпочтения Америки в кодах аэропортов, но существуют и другие страны, и их авиационные агентства совершенно не волнует, каких букв избегают Соединенные Штаты, и пока они развлекаются с Нэшвилл-Банэшвиль, Нассау захватил NAS для багамской столицы. Нет недостатка в кодах аэропортов, которые начинаются за пределами США с запретных для Америки букв и также потому, что директивы FAA не являются законами вы можете найти и американские исключения: NEW, QWG, WAH. Заканчивая эту мысль каждая страна и их агентства имеет свои собственные дурацкие предпочтения для букв и хотят игнорировать предпочтения каждой другой страны и работа IATA состоит в том, чтобы координировать всех. В результате чего коды аэропортов IATA не имеют никакой системы вообще

Коды городов


История один аэропорта один код разваливается даже внутри IATA из-за Мега кодов для мегаполисов. Пример: Лондон, который имеет шесть международных аэропортов Хитроу, Гатвик, Сити, Лутон, Станстед и Саут-Энд. Для всех них есть мегакод LON, который вы можете использовать при поиске рейсов, приземляющихся в Лондоне, неважно где, хотя эти аэропорты находятся на большом расстоянии друг от друга. Есть также Москва и Стокгольм с четырьмя аэропортами каждый, и еще больше с двумя или тремя.

Самый отбитый код

Самый исключительный аэропорт Euro Airport Basil Mulhouse Freiburg настолько хороший что они закодировали его трижды: MLH, BSL, EAP. Вот как это произошло, Франция и Швейцария обе хотели аэропорт у немецкой границы. Франция предоставила землю, Швейцария финансирование, Германия курила в стороне. Построив по сути два аэропорта, управляемые двумя странами с двумя взлетно-посадочными полосами и двумя наборами правил и, таким образом, нужно было два кода аэропорта в зависимости от того, через какую сторону пассажиры путешествовали и один мегакод, если это не имело значения. Два аэропорта в основном действуют как один в любом случае, но один аэропорт имеет три кода и есть планы провести железную дорогу через него для большей эпичности и пойти на рекорд: один аэропорт с четырьмя кодам или даже пятью!

ICAO код

Трехбуквенный код имеет 17 000 вариантов — впечатляющее число, должно хватит на все аэропорты. Ведь их количество всего 40 000 🤣 И как теперь жить? Пришло время представить вам ICAO международную организацию гражданской авиации, подразделение Организации Объединенных Наций, которая также живет в Монреале вместе с IATA и может показаться, что они одинаковые. IATA на самом деле охватывает только то, что мы могли бы назвать коммерческими аэропортами, которые можно найти при обычном поиске рейсов, в то время как ICAO охватывает все и аэропорты, и аэродромы, и взлетные поля, от самого загруженного пассажирского аэропорта в мире в Атланте Джорджия и заканчивая двумя редко используемыми взлетными полосами на ранчо в Техасе, которых существует совершенно абсурдное количество, так что со всеми этими аэродромами ICAO использует четыре буквы, что дает ей гораздо больше возможных варинтов, и она также использует дополнительный символ, чтобы добавить информацию о местоположении. В системе ICAO первая буква кода аэропорта — это примерно место на Земле: Р — для аэропортов в Тихом океане, S — Южная Америка, затем М для Средней (Middle) Америки и К — видимо для Континентальной (Continental?) Америки, С — разумно это Канадская (Canada) Америка.


Пролетев над полюсом мы попадаем на U — раньше был СССР. Только потому что гигантская страна развалилась это не причина менять то, что миллионы бортовых компьютеров знают в своем коде, а пилоты в своих мозгах.

После первой буквы ICAO есть еще куча правил для вторых подбукв, ну кроме Америки и Канады, которые пофигу на все вообще. Например если ваш аэропорт начинается с F, то он находится на юге Африки, а если следующая буква А, то это Южная Африка (страна), а последние две буквы — это аэропорт. Так что Кейптаун получает СТ.

Конечно, есть некоторые исключения, например, Антарктида — континент, который никому не принадлежит. Предполагается использовать код страны, в сфере влияния которой находится территория, например, Williams Field, который управляется американцами, но использует код NZWF, потому что он находится в сфере Новой зеландии, но также многие антарктические аэродромы используют псевдокоды. Аэродромы используют псевдокоды, которые начинаются с букв AT и заканчиваются цифрой, например AT27 для аэродрома «Тролль», обслуживающего исследовательскую станцию «Тролль» Норвегия. И да 27 означает, что есть по крайней мере 26 других взлетно-посадочных полос в Антарктиде, я тоже был удивлен.


Отдельно я хочу отметить регион J, глядя на карту вы не сможете найти его, потому что Джей это Марс (как тебе такое Илон Маск?), когда марсоход прибыл в кратер Jazeero, ICAO дал историческому месту посадки код JZRO

Подведем итог история один аэропорт одни код — полная фигня. Множество аэропортов имеют их по крайней мере два: код ICAO — это то что компьютеры и пилоты знают чтобы планировать куда самолет должен прилететь, а код IATA — это то что пассажиры говорят чтобы добраться куда им надо.

IATA и ICAO

Но если ICAO существует с более обширной базой, зачем вообще нужна IATA? IATA — это не для вас, а для ваших сумок в аэропорту. Вы как человек идете к своему стыковочному рейсу, но ваши сумки внизу нуждаются в большой логистической помощи, до IATA была просто рукописная бирка, говорящая, пожалуйста, доставьте меня туда, куда направляется мой владелец, написанная на потенциально всех языках на Земле, так что вы можете себе представить, как часто это шло не так. IATA использовала коды, чтобы сделать жизнь сумок лучше: бирки для сумок с большими четкими кодами, чтобы эти сумки могли просто путешествовать между странами и компаниями.

Что там у канадцев?


Остался самый главный вопрос. Почему Y? Была версия что в канадских аэропортах были метеостанции и они назывались на Y (Yes) — с метеостанцией, а на W (Without) — без, и поскольку пилоты хотят знать погоду, это объясняет множество аэропортов на Y, а также несколько странных на W. Расследование правды этой истории заняло восемь месяцев. Американские и канадские коды IATA, созданные в 1950-х годах, происходят от последних трех букв кодов ICAO, созданных в 1940-х годах. Первая буква кодов ICAO происходит от кодов ITU Международного союза электросвязи, созданных в 1910-х годах для радиостанций, которые использовали K для Америки и CY для Канады, так что К и СY в четыре буквы и обратно вниз к трем оставили Y для Канады.

Напоследок забавный факт:
Аэропорт Флориды имеет код ЕСР от Everyone Can Party (каждый может веселиться)

Теперь можно потренироваться вбивать коды, вместо названий городов в нашем поиске авиабилетов — https://avia.travelbelka.ru

Ответы на все вопросы:
💳Как теперь платить заграницей?
🏨Где бронировать отели за рубли?
✈️Где искть авиабилеты?
🚘Как арендовать авто без карты?
💰Выше, чем на сайте банков: вклад под 26%

Белка в телеграм:
❤️Главный канал
🔥Горящие туры
🛳️Круизы
💵Деньги и банки
📲Мобильное приложение: iOS|Android

Фигня
3
Норм
3
Годнота!
13