
Лиссабон, столица Португалии, обладает богатой историей, уникальной архитектурой и множеством интересных достопримечательностей. Вот 10 из них, которые стоит посетить во время вашей поездки:
Башня Белен (Torre de Belém) — символ Лиссабона и шедевр военной архитектуры, построенный в 16 веке для защиты гавани.
Монастырь Иеронимитов (Mosteiro dos Jerónimos) — величественный монастырь в стиле мануэлино, где находится могила великого португальского мореплавателя Васко да Гама.
Старый город Алфама (Alfama) — самый старый и живописный район Лиссабона с узкими улочками, кафе, ресторанами и традиционными жилыми домами.
Трамвай №28 (Tram 28) — знаменитый исторический трамвай, который проходит через старинные улочки города, предоставляя уникальную возможность увидеть разные районы Лиссабона.
Замок Святого Георгия (Castelo de São Jorge) — древняя крепость на вершине холма с панорамным видом на город и реку Тежу.
Площадь Коммерции (Praça do Comércio) — величественная площадь на берегу реки Тежу, окруженная желтыми зданиями и украшенная статуей короля Жозе I.
Лифт Санта Жуста (Elevador de Santa Justa) — исторический лифт, соединяющий нижнюю часть города с верхней, откуда открывается вид на крыши Лиссабона.
Океанариум Лиссабона (Oceanário de Lisboa) — один из крупнейших в Европе и самый большой в Португалии, демонстрирующий многообразие морских обитателей из разных частей мира.
ЛХ-Фабрика (LX Factory) — культурный и творческий кластер, расположенный на территории бывшей текстильной фабрики, где сегодня находятся арт-галереи, магазины, рестораны и бары. Здесь проводятся различные мероприятия, такие как концерты, выставки и фестивали.
Музей Калусте Гулбенкяна (Museu Calouste Gulbenkian) — один из самых значимых музеев Лиссабона, содержащий коллекцию произведений искусства, собранную армянским бизнесменом и филантропом Калусте Гулбенкяном. В музее представлены произведения древнегреческой, египетской, исламской и европейской культур, а также произведения известных художников, таких как Рембрандт, Рубенс и Моне.
Всего один день на столицу Португалии? Сумасшествие, но вовсе не беда. Не стоит пытаться объять необъятное и бежать стремглав во все музеи. Лучше оценить масштаб и попробовать всего понемногу, а затем вернуться еще раз, точно представляя, зачем и куда именно. На самом деле, город очень неоднозначный. С одной стороны, во время Второй мировой войны Португалия выступала на стороне Германии, а потому массовых разрушений старинных районов стране удалось избежать (в той же Варшаве камня на камне после войны не осталось, а все, что мы сейчас видим в Старом городе, включая Королевский дворец, выстроено по картинам в ХХ веке). С другой стороны, Лиссабон почти полностью был разрушен в середине XVIII века: землетрясение, за которым последовали пожар и цунами, камня на камне не оставили. Собственно, именно после этого землетрясения Португалия плюнула на попытки удержать свои колонии под контролем.
Осмотр города стоит начать с Праса-ду-Комерсиу, торговой площади, – когда-то очень давно именно отсюда отходили корабли, направляющиеся к новым открытиям. Именно здесь находится запечатленная на доброй половине португальских открыток арка, именно отсюда берут свое начало маршруты старинных «хоп он – хоп офф» трамвайчиков, увозящих туристов по узким улочкам Старого города, к подножию возвышающейся на холме крепости, многочисленным храмам и потрясающим смотровым площадкам. В трамвае выдают наушники, включенные в стоимость билета, а слушать экскурсию можно даже на русском.
Местами было ощущение, что вот сейчас – все, не проедем, врежемся, зацепимся боком или сметем несчастных пешеходов, прижавшихся к стенке дома.
Но нет, все продумано и рассчитано до сантиметра. Хотя на более широких участках, где навстречу друг другу расходятся два трамвая, голову выставлять в окно не стоит – ее можно запросто лишиться.
Кроме таких вот «хоп он – хоп офф» трамваев (где пассажир может заходить и выходить на любой остановке неограниченное количество раз), есть еще трамваи обычные, городские. Самым-самым знаменитым из них является №28. Местные жители, кстати, очень жалуются на очереди – даже в невысокий сезон под накрапывающим дождем я видела толпу в человек сто, и все с фотоаппаратами. Куда при этом деваться тем, кому этот трамвай нужен, чтобы попасть домой, история умалчивает. Но уже сейчас лиссабонцы просят запретить туристам пользоваться трамваем №28 в рабочее время.
Ну, и третья разновидность трамваев – так называемые фуникулеры. Они тоже раскрашены в желто-коричневый цвет, тоже скользят по рельсам, но имеют ступенчатую форму. Таких в городе очень мало, да и маршруты у них короткие. Проезд на них, как и на трамвае №28, стоит 3,6 евро, поэтому лучше покупать на день безлимитный проездной для городского транспорта за 6 евро и кататься, сколько душа пожелает.
Раз уж речь зашла о транспорте: чтобы пользоваться метро Лиссабона, понадобится карточка стоимостью 0,5 евро, на которую можно класть деньги на проезд. Той же самой карточкой можно воспользоваться и для поездки за город, к примеру, в Синтру, до которой ехать примерно час. Конечно, цена вопроса вырастет до четырех евро в одну сторону (на выходе из вокзалов необходимо прикладывать свой билет для считывания, поэтому крайне не рекомендуется пытаться проехать по более дешевому билету – система считывает станцию посадки и стацию высадки и знает, сколько зон вы проехали). О Синтре можно писать бесконечно – это и Мавританская крепость, и Дворец Пена, и Национальный дворец, в котором жило несколько поколений королей, и масонское имение Кинта да Регалейра с его подземными лабиринтами и колодцами, больше похожими на вывернутые наизнанку башни. Но мы сейчас в Лиссабоне, о нем и продолжим.
Условно город можно разделить на три части: Старый город, монументальная часть (Белен) и современный квартал, который появился в результате перестройки заброшенного комплекса Экспо. Чтобы не плутать и не разбираться с местным транспортом, я пользовалась большими «хоп он – хоп офф» автобусами с русской экскурсией в наушниках. В городе есть три разных маршрута, и, если купить сразу три, раскошелиться придется на 25 евро, но действовать такой билет будет в течение нескольких дней.
До Белена ехать из центра около получаса. Чем крут Белен? Во-первых, знаменитой башней, дошедшей до нас из раннего XVI века. Она была построена в честь Васко да Гамы, нашедшего морской путь в Индию. В течение многих веков башня служила и маяком, и складом, и тюрьмой, и даже таможенным пунктом при въезде в Лиссабон. Башня невероятно красивая, в стиле мануэлино (в Лиссабоне этот стиль встречается крайне часто). Имейте в виду, и башня, и большинство других объектов по понедельникам закрыты.
Рядом с башней можно заметить интересный памятник в виде самолета – оригинальность в том, что он посвящен пилотам, впервые перелетевшим Атлантический океан (из Португалии в Рио-де-Жанейро). По другую сторону от башни – старинный форт, какие можно найти в стране и ее бывших колониях (например, в Бразилии). Если двигаться вдоль реки и дальше, в глаза бросится огромный монумент морским открытиям, а за ним возвышается Музей электричества. Впрочем, если временем вы ограничены, лучше перейти дорогу, удаляясь от реки Тежу, и полюбоваться монастырем Жеронимуш. Тоже, кстати, в стиле мануэлино. Здесь похоронены несколько португальских королей, Васко да Гама, писатель Фернандо Пессоа… Здесь же в монастыре есть два музея: морской и археологический.
Продвигаясь в сторону города и минуя огромный дворец нежно лососевого цвета, где сейчас живет президент Португалии, не стоит пугаться возникшей перед вами толчеи. Если присмотреться, это вполне организованная очередь, выстроившаяся при входе в легендарную пекарню «Паштеуш де Белен». Зачем стоят здесь все эти люди? За пирожными. Только не за простыми. Пекарня существует здесь уже не одну сотню лет, а рецепт волшебного крема, которым наполняют слоеные корзинки, до сих пор держится в строжайшей тайне. Его знают только три кондитера, причем им даже путешествовать вместе не разрешается. Дабы не вмешался злой рок, и не случилось чего сразу со всеми.
Кстати, стоять в очереди вовсе не обязательно — простоять можно больше часа. Очередь только для тех, кто хочет взять пирожные с собой (в красивой коробочке). А можно просто войти внутрь, сесть за столик и заказать у официанта одну корзинку, а остальные взять на вынос. Получится гораздо быстрее, да и антураж пекарни невероятный: картины, мозаики, мебель… Можно даже посмотреть, как эти самые паштеуш делают, ведь у цеха имеется огромное окно для любопытных. На этом Белен заканчивается.
А потому стоит снова поймать автобус и вернуться в центральную часть Лиссабона. После чего имеет смысл наведаться в современную часть города (туда, где когда-то был Экспо). Сейчас это место носит гордое название Парк Наций. Здесь же неподалеку выстроен огромный современный железнодорожный вокзал, крыша которого очень напоминает раскидистые кроны пальм. Самый большой в Европе океанариум, высоченная башня Васко да Гама, разнообразные павильоны и кафе – все это здесь, вдали от старого города. Трудно поверить, что это все еще Лиссабон. Но тем он и прекрасен, что найдет, чем удивить любого гостя.
Мария Пуртова
Как обойти санкции? Как открыть международную карту Что нужно знать про банки Где теперь бронировать отели Где сейчас искать авиабилеты Как арендовать авто без карты