Путешествовать с друзьями веселее. А если друг – конь, да ещё и железный, то открыты любые дороги. Мотопутешественник Олег Зартдинов несколько месяцев колесит по Азии, исследуя непроходимые дороги и горные маршруты. Небольшие рассказы человека-мотоцикла и лайфхаки из практики в его блоге и нашем интервью.
В дороге уже больше полугода. А как всё начиналось: как ты нашёл мотоцикл и как его выбирал?
Сама по себе идея прокатиться по Вьетнаму пришла ко мне из блога нашего соотечественника Дмитрия Джаврова. Читая его блог, я наткнулся на интересный материал о мотоциклах. Автор рассказывал о том, как прикупил старую Хонду и проехал на ней небольшую часть Вьетнама от Дананга до Сайгона. Многие европейцы совершают мотопробег между двумя самыми крупными города Вьетнама: Ханоем и Сайгоном (Хошимином). Загоревшись этой идеей, я решил пройти точно такой же маршрут, не предполагая, что путешествие с мотоциклом затянется дольше, чем на две-три недели.
Особого выбора при покупке мотоцикла у меня и не было. Я ничего не смыслил в мотоциклах, даже не умел водить. Механическая коробка передач казалась чем-то нереально сложным. На фейсбуке я нашёл одного местного вьетнамца, держащего магазин мототехники, и у него как раз оказалось два мотоцикла Хонда Вин: оригинал и копия. Мой выбор пал на копию. Увидев, что я не в состоянии управлять им, вьетнамец предложил доставку мотоцикла до моего хостела за 10$. Я, конечно, согласился, ведь другого выбора у меня не было. Поупражнявшись несколько вечеров на парковке, я был готов двинуться в дальний путь.
В мотопутешествии дни считаешь в километрах?
Всё-таки моё так называемое «мотопутешествие» вовсе таким не является. Я скорее просто путешественник, который вместо автостопа использует мотоцикл. За полгода мотопутешественник может проехать не один десяток стран, я же провёл эти полгода только во Вьетнаме. И поэтому я совершенно не считаю дни, только каким-то чудом уцелевший одометр показывает километраж.
Не боишься, что угонят железного коня?
В Азии, конечно, очень распространены кражи мотоциклов. Угонять машины редко кто берётся, ведь ими владеют далеко не самые бедные люди, да и количество машин раз в 200 меньше, чем мотоциклов. За свой мотоцикл я совершенно не боюсь, он никому не нужен.
«Во Вьетнаме на Хондах Вин ездят только туристы и очень бедные люди в дальних провинциях, из-за этого кража мотоцикла за 150-200$ абсолютно лишена здравого смысла. А вот от не здравого у меня всегда есть два замка и чехол»
Какие трудности случаются на дороге: поломки, падения, и как их преодолеваешь?
Устройство мотоцикла гораздо проще, чем кажется. Многие мелкие проблемы можно устранить самому, поэтому я всегда вожу с собой немного инструментов и пару запасных болтов с гайками. Если же проблема не решается самостоятельно, то это будет большой проблемой только в том случае, если нет денег, или вы случайно оказались где-то далеко от цивилизации. При стандартном маршруте между Ханоем и Хошимином таких мест просто нет, если, конечно, как я, не будете лезть туда, куда не стоит.
Какие у тебя отношения с дорожной полицией?
Во Вьетнаме не действуют никакие другие права, кроме местных, которые получить без знания языка можно только за взятку. У меня же прав вообще никаких нет, поэтому я стараюсь не нарушать правила дорожного движения и всячески избегать общения со стражами правопорядка.
Почему решил начать путь с Вьетнама, и какой дальше маршрут?
Вьетнам я выбрал как отправную точку не только из-за лёгкой покупки мотоцикла, но и из-за визовой политики. До последних изменений я без проблем оформил визу по прилёту на 3 месяца в аэропорту, а потом продлил её ещё на 3 месяца за 70$. Конечной точкой моего азиатского приключения будет остров Бали в Индонезии, но шанс переправить мотоцикл с вьетнамскими документами, в которых даже не моё имя написано, практически равен нулю. Я не слышал, чтобы даже с тайскими номерами у кого-то получалось переправить мотоцикл в Индонезию. Всё это пока в теории, буду разбираться на месте.
Как ориентируешься на дороге, доверяешь Google Maps?
Я бы сказал даже больше, благодаря Google Maps я оказывался в таких местах, куда никогда в жизни бы не поехал. Это были и тупики после долгого дня в дороге, и водные переправы и, конечно, полное отсутствие дорог, но зато из этого всегда выходила хорошая история. Например, однажды я решил поехать по второстепенной дороге вдали от основной трассы, потому что эта дорога вела через горы. В итоге оказался в такой дали, что не было ни души. Да и сама дорога вскоре просто закончилась рекой. До основной трассы оставалось всего пять километров вдоль реки по каменному берегу, но вот проехать там я не смог, и пришлось возвращаться обратно более 70 километров.
Как прошел серпантин из Вьетнама в Лаос?
Серпантин в северной части Лаоса был ужасен, местные грузовики совершенно не приучены бибикать на резких поворотах, из-за чего не раз создавались опасные ситуации. Состояние полотна тоже оставляло желать лучшего, каждые 100-150 метров асфальт прерывался на 20-30 метров раскопанной для ремонта дороги. Но по пути я не встретил ни одной ремонтной бригады, зачем раскопали – неизвестно. Зато виды ни с чем не сравнить. Может быть, похожее я видел и во Вьетнаме, но Лаос менее населённый, и на холмах не было ни одного домика, настоящая дикая природа.
При восхождении на вершину горы Фансипан ты представлял себя Фродо?
От долгого восхождения в полной тишине едет крыша, а таким своеобразным способом мы вместе с моим спутником, англичанином Полом, возвращали её на место, вроде…
Что за цыпленок путешествует с тобой?
Его зовут Чикен, просто Чикен. Самая обычная жёлтая курица, но она умеет очень забавно кричать. Дети почему-то её боятся, а вот взрослые радуются и веселятся, как малые дети. Она помогает разрядить обстановку с местными и несколько раз чуть не исчезала где-то за пазухой местных вьетнамцев.
Можешь дать несколько советов желающим отправиться в мототрип?
Не очень-то я вправе давать такие советы, но могу посоветовать приобретающим Хонду Вин. У меня полная сумка инструментов на разные случаи: от простого подтягивания болтов до замены проколотой камеры. Всё это пригодится только в случае вылазок в глухие места. Для прохождения стандартного маршрута будет достаточно двухсторонней отвёртки и маленького разводного ключа. Больше всё равно самостоятельно сделать не сможете, да и зачем самому заклеивать камеру, если это могут сделать всего за 1$ в соседней мастерской?
Беседовала Надежда Елькина
Ответы на все вопросы: 💳Как теперь платить заграницей? 🏨Где бронировать отели за рубли? ✈️Где искть авиабилеты? 🚘Как арендовать авто без карты? 💰Выше, чем на сайте банков: вклад под 26%
Белка в телеграм: ❤️Главный канал 🔥Горящие туры 🛳️Круизы 💵Деньги и банки 📲Мобильное приложение: iOS|Android