«Слишком много людей тратят деньги, которых они не заработали, чтобы купить вещи, которые им не нужны, для того, чтобы произвести впечатление на людей, которые им не нравятся» — Уилл Смит.
Чтобы жить и наслаждаться жизнью, деньги не нужны вообще. Наша цивилизация производит слишком много излишков, чтобы остаться голодным или без одежды. Все остальное – вопрос комфорта. Такие громкие заявления можно услышать от Михаила – нашего сегодняшнего гостя, которого сложно назвать просто путешественником. Абсолютно отрешенный от современного мира (по понятиям стандартной экономичной системы), бродяга-бездельник или человек с высокой целью?
Здравствуй, Михаил. Давай начнем с самого главного – с представления. Кем ты себя видишь и как ты можешь представить себя человечеству?
Всем привет! Я активист-путешественник. Путешествую я с определённой целью — проповедовать мир, любовь и добро по всей земле. Я веган-анархист. Такие люди, как я, выступают против любых дискриминаций и форм угнетения. Я считаю, что главная проблема в мире — капитализм и государственная машина. Моя цель — поиск альтернатив в современном обществе гедонистов-потребителей. Я уверен, что человечество может не работать, вместо этого 90% труда могут выполнять машины, а люди могут тратить это время на науку и творчество. Возможно, со стороны это выглядит немножко «костно» и по-детски. Любой, кто заинтересуется этой темой или решит раскритиковать меня, может запросто со мной связаться в Вконтакте.
Как у тебя родилась идея путешествий без денег? Насколько сложными были первые попытки, с какими трудностями ты сталкивался?
Я радикально настроен как против работы, так и против труда в привычном его понимании и возвышении. Уже в школе я, начитавшись Толстого, Кропоткина, Бакунина и других классиков анархизма, пришёл к выводу, что жить как большинство моих сограждан я просто-напросто не смогу. Вот и решил для себя искать альтернативы. Также меня всегда привлекали приключения, разные походы и т.д. Позже, как окончил школу, попробовал автостоп. Ну и началось. Я нашёл в этом себя.
Путешествия очень развивают, как морально, так и физически. Ты постоянно открываешь для себя новые вещи, начинаешь видеть мир с разных точек зрения. Вот уже три года я путешествую.
Мне показалось, что ты не столько путешествуешь, сколько пытаешься нести в общество свою идею. В чем заключается твое послание, и как ты несешь его в массы?
Я пытаюсь объяснить людям, что представительная демократия, капитализм и весь государственный аппарат лишь тормозят развитие человечества и портят всем жизнь. Нищета, болезни, 8-часовой рабочий день, голод, войны – лишь малая часть того, что стоит за мнимой безопасностью, которой прикрывается государство. Я лишь призываю людей не перекладывать ответственность за свои жизни в руки каких-то паразитов, а научиться самим управлять ей. Лишь самоорганизация, самоконтроль и уважение чужих свобод сделает людей по-настоящему свободными.
В массы такие идеи никак не протащишь, да и не нужно. Я только ищу альтернативы в первую очередь для себя и таких же, как я. Люди сами рано или поздно поймут, что можно жить иначе, и со временем мы перестанем быть маргиналами.
Постоянно передвигаясь от города к городу, тебе нужно где-то спать, что-то есть, во что-то одеваться. Расскажи нам, смертным, как удовлетворять эти потребности, не имея сбережений?
Передвигаюсь я автостопом. Летом люблю жить в палатке, чаще остаюсь у соратников. Также во многих городах функционируют сквоты.
Сквот — покинутое или незанятое здание, самовольно заселяемое лицами, которые не являются юридическими собственниками места. В мире это движение набрало обороты после Английской революции. В Европе существует достаточно много сквотов, которые со временем легализируются. В Копенгагене, например, такие активисты захватили целый район города и добились придания особого юридического статуса этому месту, таким образом, сделав государство в государстве, под названием Христиания.
Это не только жильё и превосходный акт победы над системой, в которой чтобы выжить, нужно получить элементарные вещи. В данном случае это просто жильё. Но также это и место собраний, место творческого и теоретического слияния. Люди на сквотах, во всяком случае, на которых я жил, «работал» и участвовал, занимаются именно делами, а не попойками и другими непотребными вещами. Здесь именно идёт работа. Кто-то занимается музыкой, кто-то в этой же комнате обсуждает книгу, в соседней комнате занимаются спортом, устраивают спарринги или смотрят тематические фильмы. В библиотеке проводят лекции и т.д. Тут нет предела. Самое главное — это осознать важность таких мест. С одной стороны, мы победили систему, как бы глупо и максималистски это не звучало, а с другой — это именно осознание важности таких творческих пространств. Также там готовятся акции, пикеты. У нас даже была небольшая, не побоюсь этого слова, типография, в которой мы распечатывали книжечки про веганство, экологию, отказ от работы и т.д. Всё вместе — это потенциал, который без таких мест чаще всего растрачивается на вавилонскую ерунду, которая не несёт в себе созидательных начал. Но в России у сквотеров, в отличие от других стран, нет никаких прав совершенно, по этой причине нужно жёстко шифроваться и в случае чего быть настороже, иметь пути отхода или обороны.
С пищей дела обстоят поинтересней. В основном я занимаюсь фриганством и шоплифтингом.
Фриганизм — стиль жизни, отрицающий принципы потребительства. Его приверженцы ограничивают свое участие в традиционной экономической жизни и стремятся к минимизации потребляемых ресурсов. В качестве источника продуктов питания и других материальных благ фриганы используют свалки, мусорные контейнеры и т. п. В отличие от бездомных и нищих, фриганы поступают так в знак нежелания быть частью экономической системы купли-продажи. В узком смысле фриганизм есть одна из форм антиглобализма. Наибольшего расцвета движение фриганов достигло в Швеции, США, Бразилии, Южной Корее, Британии и Эстонии – далеко не самых нищих странах планеты.
В Европе такое движение сейчас очень популярно. С прилавков ежедневно еда выбрасывается ящиками не из-за того, что она просроченная, а из-за того, что привезли новый товар, который нужно срочно продать. Если еда «послезавтра будет несвежей» — тоже повод для того, чтобы, например, выбросить ящик консервированных ананасов, которые могут простоять еще года два. В некоторых странах контроль качества продукции в магазинах превышает логические нормы и знакомые нам стандарты.
Фриганство — это не объедки собирать. Это очень серьёзная вещь, в которой, если «прошариться», можно кушать получше среднестатистического россиянина.
В процессе беседы Миша постоянно показывает мне фотографии «добытой» пищи из мусорных баков супермаркетов. Вполне живые фрукты-овощи, хлеб, разная консервация, кондитерка. В условиях кризиса действительно далеко не каждый русский стол будет так накрыт.
Шоплифтинг – особая разновидность воровства, при которой совершается невооружённое хищение товара в магазинах розничной торговли. Активисты этого движения, в отличии от бомжей-наркоманов, делают свои грязные дела только в крупных супермаркетах и больших торговых сетях, но не трогают маленькие семейные магазинчики, бабушек на рынке и т.д. Акцент ставится именно на поломку потребительской системы.
Шоплифтинг я считаю полностью оправданным. Это не просто хулиганство. Это акт неповиновения системе, которая ставит перед тобой выбор: либо работай на работе, которая тебе не нравится, трать время, силы и энергию, чтобы кушать и жить в доме, либо умри. Я не согласен. Всё было бы хорошо, если бы такое общество давало мне альтернативы. Но таковой нет, и я считаю оправданным добывать продукты таким способом. Иначе мне не выжить. Как я отношусь к тому, что всё это вычитают с продавцов? Ну, это их проблемы. Они могут не работать и помогать мне искать альтернативы. В крупных торговых сетях товар застрахован, но деньги с продавщиц снимают всё равно. Сумасшествие какое-то.
Также в редких случаях я играю на губной гармошке и получаю какие-то средства, но стараюсь отказаться от этого и свожу к минимуму своё общение с системой потребления. Я нахожусь на ее периферии. Также очень часто мне помогают товарищи — принципы солидарности и взаимопомощи всегда выручают в трудную минуту.
Нам, людям, которые зависят от денег, очень сложно понять, как жить без них. А что бы ты сделал в ситуации, если бы на тебя откуда-то внезапно свалилась тонна денег? Куда бы ты их потратил?
Честно? Я бы их либо сжёг, либо профинансировал террористическую организацию вроде «Фронта освобождения Земли».
Такому путешественнику, как ты, наверняка часто помогают водители и те, кого ты встречаешь на своем пути. Расскажи нам какую-нибудь добрую историю о помощи на дороге.
Как-то я ехал из Тбилиси в Турцию. Стоял уже конец ноября, было прохладно. Я на перевале в одних шортиках, дело близится к ночи. Машины перестали ездить, и начал падать снег. Я уже совсем отчаялся, но вдруг передо мной остановилась машина. В ней сидел мужичок лет 40, который немного знал русский. Сам он грек по национальности, но его жена — грузинка. Он перегоняет машины из Греции в Грузию, его тёща живёт в городе Кутаиси, это примерно на середине пути от Тбилиси до Батуми. Водитель оказался интересным человеком, сам много путешествует. За непринужденным общением время пролетело моментально, и мы приехали в Кутаиси. Он поинтересовался, где же я буду спать. Я ответил, что в палатке. Он удивился — шёл дождь, было холодно. В итоге он пригласил к себе в гости. Там сидела его тёща, которой я сразу не понравился. Мы поужинали, а потом он сказал, что его тёща против того, чтобы я вписывался. Но его друг держит отель в Кутаиси, и он может меня на ночь оставить там. Я согласился, ведь это будет бесплатно. На месте я просто обалдел! Это оказался крутой пятизвёздочный отель. Познакомились с хозяином, и я остался там на ночь. Лежал в огромной ванне, кушал лаваш и смотрел грузинские новости. Наутро я проснулся от стука в дверь. Это приехал мой друг Раата, тот же грек, что подвозил меня. Он отвёз меня на трассу и дал с собой лаваш. До сих пор с Раатой общаюсь по скайпу.
Ты всегда путешествовал один?
Нет, я начал путешествовать со своим другом, с которым у нас было оригинальное знакомство. Тогда я жил у себя дома, в Архангельске. Мне звонит местный анархист и говорит: «Чувак, надо вписать одного паренька». Приехал он ко мне на одну ночь и остался на два года. Мы очень сдружились, он оказался крутым. Он, кстати, перенял у меня идею веганства и до сих пор делает это – уже года четыре.
Почему веганство? Как ты к этому пришел?
Лет до 14 я слышал про веганство, но не мог принять это. Считал ерундой, всякие стереотипы поддерживал. Потом начитался Толстого, как раз в то время начал слушать политизированный хардкор, узнал побольше про веганство, начал читать сопутствующую литературу и уже к 15 годам я сознательно полностью отказался от продуктов убийства и эксплуатации животных. Теперь веганство — неотъемлемая часть моей жизни. Я участвую в зоозащитных акциях, в том числе в Грузии с ребятами очень много делали по поводу защиты прав животных, не считая помощи в приюте для собак.
Осенью 2014 года в Батуми сильно пострадал от наводнения негосударственный приют для собак «Верный друг». Миша со своим другом приехали восстанавливать приют своими силами. Таскали асфальт, копали, строили. В результате сейчас приют полностью восстановлен и продолжает функционировать.
P.S. Признаюсь, это было самое необычное интервью и самый необычный путешественник, с которым мне приходилось сталкиваться. У кого-то он может вызвать неподдельный интерес, у кого-то — отторжение, а у кого-то — восхищение. Но встреча с ним уж точно не может оставить равнодушным. Приятно осознавать, какой разный подход к путешествиям бывает у людей.
Беседовала Ирина Шаповал
Ответы на все вопросы: 💳Как теперь платить заграницей? 🏨Где бронировать отели за рубли? ✈️Где искть авиабилеты? 🚘Как арендовать авто без карты? 💰Выше, чем на сайте банков: вклад под 26%
Белка в телеграм: ❤️Главный канал 🔥Горящие туры 🛳️Круизы 💵Деньги и банки 📲Мобильное приложение: iOS|Android