90 лет назад — 15 мая 1930 года — в мире был выполнен первый пассажирский рейс, на котором появились стюардессы. Это произошло в США: первые бортпроводницы обслуживали пассажиров на рейсе Сан-Франциско – Шайенн — Чикаго авиакомпании Boeing Air Transport (сейчас она известна как United Airlines). Полет продолжался 20 часов: в пути самолет Boeing-80A делал 13 остановок. На борту было 14 пассажиров.
Первую стюардессу звали Эллен Черч. Вместе с ней на том рейс работали еще семь девушек: первая четверка во главе с Черч летели из Сан-Франциско в Шайенн (штат Вайоминг), а остальные четыре — из Шайенна в Чикаго.
В стюардессы Эллен Черч попасть не стремилась. Собственно, в то время эта профессия (как и все в авиации) была сугубо мужской. К слову, первый бортпроводник в мире появился в Германии еще в 1912 году. Им был Генрих Кубис.
Но попасть в авиацию Эллен хотела: она очень любила самолеты, так как детство девушки прошло на ферме, которая располагалась рядом с аэродромом города Креско. Маленькая Эллен практически ежедневно видела взлетающие и садящиеся самолеты. И тогда она точно решила, что не планирует становиться женой фермера и ухаживать за коровами.
В 22 года Черч получила диплом медсестры и устроилась на работу в больницу. Однако, любовь к авиации девушку не отпускала, и тогда она пошла на курсы пилотов, по окончании которых получила летное свидетельство.
В феврале 1930 года Эллен Черч пришла в офис компании Boeing Air Transport, где встретилась с генеральным менеджером Стивом Стипмсоном. Черч понимала, что пилотом в Boeing ее не возьмут никогда, но она предложила руководству компании пустить на борт женщин-медсестер.
В то время большинство пассажиров реально боялись летать. И на то были причины. Авиакатастрофы, к сожалению, не были такой редкостью как сейчас (особенно с учетом значительно меньшего числа рейсов). Самолеты летали низко и иногда в реально плохую погоду, а не над ней. Поэтому Эллен справедливо рассудила: ну уж если девушка в салоне работает и не боится, то поводов для беспокойства нет.
«Я думаю, присутствие женщин в салоне – это неплохо с психологической точки зрения. Разве мужчина признается, что боится лететь, когда девушка работает в салоне?» — передала она свои аргументы в разговоре с Стимпсоном в интервью журналу Time.
В общем, Эллен убедила топ-менеджера Boeing, и он дал ей три месяца на то, чтобы найти еще семерых таких же бесстрашных медсестер, которые согласятся работать в салонах самолетах.
Первый экипаж стюардесс под руководством Эллен Черч. (Фото: SFO Aviation Museum)
Как писал Time, отбор у первых стюардесс был «пропитан сексизмом». Претендентки должны быть не замужем, без детей, симпатичными, миниатюрными (вес — от 45 до 54 кг, рост – не более 152 см), с образованием, возраст — от 21 до 26 лет.
С другой стороны, зарплату молодым девушкам предлагали хорошую — около $125 в месяц (для сравнения, средняя годовая зарплата в США в 1930 году была $1970).
Успех первого рейса со стюардессами был ошеломляющим: красивые девушки помогают пассажирам перенести полет и разносят еду (кстати, United первой в истории начала кормить пассажиров). В течение нескольких месяцев практически все авиакомпании США объявили набор женщин на должность бортпроводниц.
Сама Эллен Черч проработала в небе всего 18 месяцев. В 1938 она пострадала в автомобильной аварии и больше не могла летать. Эллен вернулась к медицине – окончила Университет Миннесоты и стала заведующей сестринским отделением больницы округа Милуоки. Во время Второй мировой Черч служила в корпусе медсестер армии США.
В августе 1965 года в возрасте 60 лет Эллен Черч погибла при падения с лошади.
К слову, в СССР первая стюардесса появится только спустя 9 лет после США. Ею стала 20-летняя москвичка Эльза Городецкая.
Первый свой рейс она выполнила 5 мая 1939 года – из Москвы в Ашхабад. Впрочем, такой должности как бортпроводница в то время в Союзе не существовало, поэтому девушку оформили кладовщицей, а называли по привычке буфетчицей. Но уже тогда к ней предъявлялись особенные требования – «стюардесса» должна быть не тяжелее 52 кг и не выше 162 см.
Путь из Москвы до столицы Туркменской ССР в 39-м году на самолете ПС-84 занимал 13 часов – с двумя промежуточными посадками. В обязанности Городецкой входила закупка продуктов для пассажиров и погрузка еды на борт.
(Самолет ПС-84. Точная копия американского Douglas DC-3. Считался самым комфортным лайнером своего времени)
Вот как Городецкая рассказывала о своей работе:
«Техника такая: берешь большущий чемодан — чем больше, тем лучше. Кладешь туда вилки, стаканы, тарелки, продукты, которые купила под отчет в аэропортовском ресторане, ну и разную прочую мелочь, и тащишь все — килограммов сорок — в самолет. Приходишь часа за два до вылета. Если в порту запарка, если в салоне не убрано, превращаешься в уборщицу — драишь самолет до полного блеска. Потом готовишь бутерброды, закуски, а там и посадка начинается. Я обычно после взлета начинала с того, что представлялась сама, потом представляла экипаж, рассказывала о маршруте. Порядок этот утвердился с тех пор везде».
После рейса Городецкая снова проводила уборку на самолете – меняла шторки на иллюминаторах и подголовники на креслах, протирала пыль.
Ответы на все вопросы: 💳Как теперь платить заграницей? 🏨Где бронировать отели за рубли? ✈️Где искть авиабилеты? 🚘Как арендовать авто без карты? 💰Выше, чем на сайте банков: вклад под 26%
Белка в телеграм: ❤️Главный канал 🔥Горящие туры 🛳️Круизы 💵Деньги и банки 📲Мобильное приложение: iOS|Android