На автомобиле по Турции

2137

Автор – Тим Шток, профессиональный журналист, писатель. Сооснователь и старший админ крупнейшей русскоязычной группы соотечественников за рубежом «Русские в Анталии RA».

Сколько можно сидеть у шезлонга и фоткаться на набережной? Как насчет нескольких сотен километров живописного пути, непередаваемых красот и впечатлений на год вперед?

Сегодня я расскажу вам о том, как мы с супругой за неделю проехали по Турции около 2500 км, во время которого не успевали переводить дух от окружающих красот, чудес природы, уникальных памятников архитектуры и гастрономических изысков турецкой кухни.

И, предугадывая вашу возможную реакцию на такое расстояние, сразу поднимаю палец вверх: перед тем как решить, что 2500 км – это перебор, сначала дочитайте до конца. И я вам докажу, что, во-первых, не так на самом деле страшен километраж, как его малюет одометр, а во-вторых, количество впечатлений с лихвой компенсирует силы, затраченные на такую поездку.

Да, у нас была под окнами машина, поэтому мы и решили использовать возможность независимого передвижения по стране. Но если вы в Турции без машины, то расстраиваться раньше времени не стоит: сейчас взять машину в аренду можно по цене около 20 евро в сутки. Итого на эту неделю (точнее – 8 дней) аренда машины обойдется в 160 евро. Согласитесь, это и вправду не такая уж и большая сумма за полную свободу передвижений и независимость от экскурсионного автобуса.

🔥 Оформим иностранную банковскую карту для путешествий и покупок. Рекомендуем карту cвободного банка (📺видеообзор).
Все карты тут (📺видеообзор).

Работаем 2 года, выдали 10 000 карт, гарантия выдачи или возврат средств! Честная рассрочка 0%

Прочитав несколько разных статей про уникальные места Турции, первой точкой нашего путешествия мы решили сделать один из старейших городов Месопотамии – Мардин, чья история начинается задолго до нашей эры.

Марш-бросок первый: Анталия – Мардин

Выезжать из Анталии нужно утром (еще лучше – если вы «жаворонок» и можете себе позволить выехать еще до восхода солнца). Таким образом по дороге вы застанете все невероятные красоты турецких дорог, которые беспрестанно будут тут и там мелькать за окнами вашего авто. Велик соблазн останавливаться каждые 20-30 километров и бесконечно фотографировать, но, сами понимаете, так ехать можно и больше суток.

Что касается реального времени пути, то он занял у нас 13 часов с учетом двух 40-минутных остановок на перекус и нескольких коротких остановок на туалет и мини-разминки. Бо́льшую часть пути мы шли по прекрасным платным дорогам, на которых круиз-контроль держал ровные 150 км/ч. Сбрасывать их приходилось относительно редко, когда дальнобойщики вылезали в левый ряд с целью обгона более медлительных коллег.

Местные платные дороги организованы по принципу «безбарьерной оплаты». Вы сбрасываете скорость на подъезде в контрольному пункту, камера фиксирует ваш номер и вы едете дальше. После окончания поездки вам нужно будет заглянуть на государственный портал платных дорог, ввести номер своей машины и посмотреть, сколько вы остались должны за проезд. Информация подтягивается с опозданием, поэтому проверять ее лучше спустя 2-3 дня после поездки. За все наши путешествия нам выставили счет на общую сумму около 45 лир (~150₽).

Рекомендую вам поставить какой-нибудь альтиметр на телефон, чтобы наблюдать за тем, как меняются высоты по дороге. Максимальная высота за время нашего путешествия составила 2200 м над уровнем моря. Порой кажется, что с машиной произошло нечто странное: на казалось бы абсолютно равнинной дороге автомат иногда переключается на пониженную передачу и начинает давить соки из движка, хотя вам кажется, что вы едете по абсолютно ровной дороге. В такие моменты альтиметр даст понять, что глаза немного обманывают вас и на самом деле вы с приличной вертикальной скоростью карабкаетесь вверх по уклону.

Полноценный обед в придорожных кафе, расположенных на просторных «пит-стопах» (огромная парковка + ресторан + небольшой ТЦ + заправка) стоил нам на двоих около 180 лир (около 600₽ по курсу на ноябрь 2022). Это была большая миска свежего салата на двоих, шашлык, чай, десерт. Неожиданный и приятный сюрприз ждал нас после выхода из ресторана. К тому, что в Турции во время заправки тебе моют лобовое стекло я уже привык, но того, что пока мы будем есть, нам помоют машину целиком, я не ожидал никак!

Тем не менее, выйдя из ресторана, мы обнаружили абсолютно чистую машину и парней, которые приступили к мойке автомобиля, подъехавшего после нас. «Это бесплатно?» – спросил я. «Да, конечно, для гостей ресторана». Ребятам я оставил 10 лир чаевых и они рассыпались в благодарностях. В следующем ресторане, возле которого мы остановились, тоже были мойщики! Но поскольку испачкаться мы не успели, мы просто улыбнулись и махнули друг другу рукой, мол, «да, мыть тут нечего».

Мардин: лучше один раз увидеть

Мардин – поистине жемчужина востока. Именно по его центральной улице проходил знаменитый Шелковый путь. Город входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в нем уже много лет запрещено любое строительство и при этом он превосходно сохранился! Каждое строение, будь то небольшой частный дом или здание почты – настоящий памятник архитектуры. По узким улочкам физически не может проехать автомобиль, поэтому, например, для доставки, стройматериалов тут по сию пору используют проверенный временем транспорт. Вот такой:

Вряд ли на планете можно сыскать лучшее место, где, удалившись всего на сто метров от центральной улицы, не можешь избавиться от стойкого ощущения, что ты попал на идеально отстроенную съемочную площадку шикарного фильма, действие которого происходит в древнейшем восточном городе. Да только на самом деле никаких декораций нет – все настоящее. Даже отель!

Мы, конечно, разглядывали картинки нашего номера в отеле HH Babil Hotel во время бронирования и предвкушали удовольствие от размещения в столь необычном месте, но оказавшись внутри, буквально замерли от восторга. «Вашему номеру 700 лет», – сказал заботливый юноша, который принес наши чемоданы и оставил нас стоять с раскрытыми ртами прямо посреди места действия одного из эпизодов «Тысячи и одной ночи». Что это был за эпизод – сказать не берусь, но это точно было здесь, голову даю на отсечение!

Хотя отсекать нечего – башню нам снесло моментально.

Весь город расположен на склоне горы и любопытно было то, что, войдя в отель через обычный вход, нам нужно было спуститься по трем крутым лестницам, чтобы оказаться в своем номере, который расположен… тоже на первом этаже!

С парковкой в городе дела обстоят плохо, поэтому у нас вежливо забрали ключи от машины и сказали, что она будет стоять «неподалеку» и ее тут же пригонят по первому требованию. Машину, к слову, на следующий день мы обнаружили на одной из парковок примерно в трехстах метрах от отеля во время прогулки.

Завтрак мы благополучно проспали, поэтому спросили на ресепшен где можно позавтракать, нам поставили точку на карте и через десять минут мы оказались в уютном кафе, где нам тут же накрыли стол с классическим турецким завтраком. Выползали мы оттуда, держась за изрядно потяжелевшие животы; вот этот завтрак на фото обошелся нам в 240 лир (~600₽) на двоих.

Сразу же после завтрака мы озадачились вопросом, откуда можно сделать знаменитую фотографию, размещенную чуть ли не в каждом путеводителе по Мардину. Имеется ввиду вид на Эмир Хамам и минарет самой знаменитой мечети города. Площадка оказалась расположена на крыше отеля Reyhani. Попасть на крышу не составляет никакого труда: на входе мы сказали, что ищем знаменитую площадку и приветливые сотрудники ресепшн тут же показали нам жестом на лестницу с указателем Sky Terrace. Во время наших следующих визитов (мы возвращались чтобы сделать фото на закате и фото ночного города) мы даже не сообщали о цели нашего визита – просто улыбались на входе.

После фотосессии мы отправились гулять по городу. Дублировать информацию, содержащуюся в десятках путеводителей по Мардину, смысла не вижу, но вот чего мы не нашли ни в одном путеводителе, так это указания на точку, откуда можно сделать «главную» фотографию Мардина – вид на город издали снизу. Отзывчивые владельцы одного из магазинчиков поставили нам точку на карту, и мы прогулялись около двух километров вниз. Прекрасно и то, что в этой точке довольно широкая дорога, которая позволяет остановиться на несколько минут и сделать не только фото самого города, но и фото себя возле машины на фоне знаменитого панорамного вида. Сохраняйте точку себе в закладки и обязательно прогуляйтесь сюда пешком, либо не забудьте заехать, когда поедете обратно.

Улицы Мардина уникальны тем, что ни одна из них не заканчивается тупиком. Можно сворачивать в любую, даже самую узкую подворотню и она обязательно куда-нибудь вас выведет. Мы умудрились забраться в дебри города, где на нас поглядывали с интересом, поскольку, видимо, туристы в этих трущобах не очень частое явление. Тем не менее, мы чувствовали себя в полной безопасности: на лицах местных жителей было лишь любопытство и дружелюбные улыбки.

Прогулка по узким закоулкам города похожа на блуждание по бесконечному лабиринту с нескончаемой вереницей крутых спусков и подъемов, из которого, кажется, не существует выхода. Но и покидать этот лабиринт из-за непередаваемой атмосферы восточного города, в котором самый молодой дом старше 500 лет, никак не хочется. Поэтому только когда мы поняли, что мы успели вымотаться физически, мы обратились за помощью к гуглу, который моментально вывел нас к отелю. Передохнув, мы пошли искать место для ужина. И пожалели, что не сделали этого с утра.

Дело в том, что множество ресторанов расположены на крышах, с которых открывается изумительный вид на Сирийскую равнину. Днем они представляют из себя открытые террасы, а после заката хозяева поднимают громадные окна, чтобы посетителям было комфортно ужинать прохладными вечерами.

Самые хорошие места, как правило, бронируются либо накануне, либо с самого раннего утра, поэтому если вы хотите поужинать, любуясь первоклассным видом ночного Мардина, озаботьтесь этим вопросом заранее, поскольку вероятность того, что вы придете вечером и сможете занять столик у окна без предварительной брони, стремится к нулю.

Парадокс местного ресторанного рынка заключается в том, что большинство по-настоящему классных ресторанов в городе работают без меню. Вы просто спрашиваете, что есть в наличии (шашлык / кёфте / кебаб) и заказываете что-то из перечисленного. Порции мяса – вполне приличные, как и салата из свежих овощей, который подается к любому мясному блюду «по умолчанию».

Как раз узнав, что красивых мест у окошка нет, мы решили спуститься вниз и поужинать в одном из «обычных» ресторанов под названием Doboo. Тут было и меню с ценами, и выбор блюд вроде как довольно немаленький. Но мы ушли отсюда в полном разочаровании: цены оказались неоправданно высокими, порции – скудными, в самом ресторане было неуютно и прохладно. Кебаб и шашлык, которые мы ели на следующий день в одном из ресторанов на крыше (тут как раз не было меню), были в тысячу раз вкуснее.

Визитная карточка Мардина – голубой миндаль. Он известен еще со времен Шелкового пути и больше нигде не продается (даже в Турции). Происхождение цвета — порошок из корня лахорского дерева. Мой вам совет – не скупиться и не покупать его по 60-80 лир за килограмм. Чем он дешевле, тем толще в нем будет тот самый сахарный слой и тем больше вероятность, что при производстве были использованы химические красители. Хороший миндаль с тончайшей голубой «корочкой» стоит от 120 лир за килограмм. В любом магазине вы можете попробовать его перед покупкой, поэтому сначала походите, попробуйте и поприценивайтесь, а после того, как найдете идеальное соотношение цены и качества, – покупайте.

В городе огромное количество магазинов с антиквариатом и, говорят, здесь очень сложно встретить «новодел под старину» – все настоящее. Не будучи экспертом в этой области, не берусь сказать, насколько это утверждение правдиво.

А вот что меня потрясло до глубины души, так это настоящий «ламповый» магазин с огромным выбором аудиокассет. Хозяин этого магазина – невероятно увлеченный меломан со стажем, который заботливо тиражирует кассеты и с удовольствием болтает на музыкальные темы со своими завсегдатаями, для которых у него всегда найдется чашка турецкого чая.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Путешествия по Турции из Анталии и Кемера

 

20 вещей, которые надо знать перед посещением Памуккале 

 

Марш-бросок второй: Мардин – Гёреме

«Гёреме? Это что? Это где?» – скорее всего спросите вы. Вы наверняка неоднократно слышали про это место, только под другим названием – Каппадокия. Но Каппадокия – это название довольно большой местности, простирающейся на сотни километров. Например, от города Кайсери до города Гюзельюрт целых 147 км, но оба этих города находятся в Каппадокии.

Многие из вас могут полагать, что Каппадокия – это, в первую очередь, множество воздушных шаров, которые на самом деле являются своеобразной «визитной карточкой» региона. Однако эти шары – лишь один из немногих способов обозреть природную красоту этих уникальных мест и даже если вам не повезет с погодой (нам не повезло – во время нашего визита из-за ветра полеты были отменены), то вы немного потеряете: тут и с земли есть на что посмотреть!

В первую очередь Каппадокия знаменита своим уникальным ландшафтом. Если говорить очень упрощенно, то много тысяч лет назад здесь извергались вулканы и застывшая лава как раз и образовала те неописуемые красоты, которые сохранились в этой местности по сей день и ежегодно привлекают сотни тысяч туристов со всего мира.

Многие вулканические образования превратились в пещеры, которые были оборудованы под жилища и до сих пор множество местных живет именно в таких вот пещерах, в которых не менее уютно, чем в обычном современном доме, благодаря тому, что внутрь подведены все коммуникации.

Гёреме – это своеобразный «центр туризма» Каппадокии. В первую очередь это не город, а Национальный парк, находящийся в списке международного наследия ЮНЕСКО. В самом же городе расположены десятки небольших гостиниц, размещенных в тех самых пещерах, и несметное количество туристических агентств, предлагающих экскурсии по окрестностям, и место старта полетов на воздушных шарах и так далее. Поэтому, собираясь в Каппадокию, рекомендую вам бронировать отель именно в Гёреме, а не, например, в Невшехире или Аваносе.

Наш маршрут от Мардина до Гёреме занял около восьми часов и снова было много отличных платных дорог, на которых я почти постоянно держал включенный «круиз», удерживающий спидометр у отметки «150».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 20 вещей, которые надо знать перед посещением Каппадокии

Национальный парк и город пещер

Если в Мардине мы жили в здании, построенном более 700 лет назад, то в Гёреме мы остановились в гостинице Traveller’s Cave Hotel, номера которой оборудованы как раз в тех самых пещерах вулканического происхождения. Вот так выглядел вход в наш номер:

А это – внутри:

Как ни парадоксально, но гулять по самому Гёреме особо негде: весь городок можно обойти за пару-тройку часов. Но и этого времени хватит, чтобы сделать несколько сотен изумительных и удивительных фото. Но эти фото будут вашей «разминкой» перед настоящими чудесами: далее вам предстоит посмотреть красоты, расположенные вокруг города, в самом Национальном парке.  Поэтому обзорную прогулку я рекомендую вам совместить с мониторингом цен на экскурсии, которые здесь продаются на каждом углу.

Настоятельно советую вам обойти все малюсенькие закоулки и поискать прячущиеся по подворотням неприметные офисы турагентов. Например, экскурсию на квадроциклах мы приобрели на окраине города за 20 евро, в то время как на центральной площади нам предлагали ее же по цене 35-40 евро. Ехали мы по тому же самому маршруту, то и дело встречая вереницы экскурсантов, заплативших другим экскурсоводам больше, чем мы.

Самое главное, что вы должны сделать во время этой экскурсии – это даже не фотки! Вы удивитесь, но сейчас я поясню, о чем идет речь. Во время экскурсии поставьте в приоритет не съемку пейзажей и себя любимых на их фоне, а фиксирование на карте мест, которые вы будете посещать с сопровождающим вас экскурсоводом.

Бродя по агентствам, мы встретили несколько ребят, которые при нас брали в аренду квадроциклы без экскурсии. «Вы знаете куда ехать?!» – недоуменно спрашивали мы (дорог, ведущих к самым красивым местам, на карте нет). «Конечно! – отвечали они. – На экскурсии мы уже были, теперь хочется свободы!»

И потом мы встречали этих же ребят во время экскурсии. Они были предоставлены сами себе, никто не говорил им: «На этой точке у вас есть 5 минут, потом группа едет дальше!», они сами ехали туда, где открываются наиболее живописные виды, они не были ограничены во времени для фотосессии на конкретной точке, они на самом деле были свободны!

Поэтому, отметив во время экскурсии все знаковые точки, на следующий день берите в аренду квадроцикл без экскурсии и езжайте по тем же самым местам без сопровождающих. И вот тут как раз настанет время по-настоящему фоткаться! При этом вы сможете выбирать идеальные локации, где на заднем плане не будет огромного количества туристов. Будете только вы, ваш квадроцикл и красоты Каппадокии.

Нам не повезло с погодой, поэтому мы не попали на полеты на воздушных шарах, но и без них впечатлений нам хватило с головой. Однако изучению темы мы потратили достаточно много времени, поэтому вот вам базовые рекомендации по подготовке к полету.

Первое. Поиск агента нужно вести по тому же принципу, что и с квадроциклами. Так вы сможете сэкономить до половины стоимости тура. Не расстраивайтесь, если вам скажут, что из-за погоды полеты на завтра отменены. Оставьте ваш номер ватсапа агенту и попросите его написать вам на следующий день, когда станут известны прогнозы. Погода на следующий день окончательно подтверждается в 15:00 по местному времени, поэтому приготовьтесь идти в офис сразу же после получения сообщения. Напишите в ответ агенту «Мы идем!» чтобы он не продал ваше место.

Второе. Запаситесь наличными. В местах, где будут по-настоящему хорошие цены, карточки не примут. А вот доллары и евро примут с удовольствием.

Третье. Готовясь к самому полету, обязательно возьмите с собой селфи-палку, которая позволит вам сделать ваши фотки и видео на высоте из-за пределов корзины.

Четвертое. Приготовьте теплую одежду. Конкретные рекомендации по одежде вы получите у агента во время покупки тура, но все вылеты начинаются затемно перед рассветом, чтобы вы смогли застать изумительный восход солнца над Каппадокией, а утром еще сравнительно прохладно.

И пятое. Именно по этой же причине постарайтесь перед визитом в Каппадокию перейти на «жаворонковый» режим сна, чтобы не чувствовать себя разбитым, проснувшись в 4 утра перед экскурсией на воздушном шаре.

Марш-бросок третий: Гёреме – Анталья

Собираясь ехать обратно, снова постарайтесь выехать с восходом солнца и из предложенных гуглом маршрутов выбирайте тот, что проходит вдоль озера Бейшехир. Самые классные виды будут поджидать вас в момент, когда дорога пойдет практически по кромке озера. Не спешите включать «аварийку» чтобы начать фотографировать эти красоты прямо посреди трассы: спустя несколько сот метров вы встретите специальные места с беседками, возле которых можно припарковаться и откуда открываются самые бесподобные виды на природу этого региона.

Во время этой дороги нас ждал сюрприз. Указатели то и дело показывали нам расстояние до Анталии, вдвое превышающее то, о котором нам сообщал навигатор. Подвох кроется в том, что часть короткой дороги от Коньи до Анталии находится в процессе строительства. Но она есть! Выбрав ее, вы сэкономите около часа времени и десяток литров бензина. Однако некоторые ее участки находятся в довольно плачевном состоянии. Моя жена то и дело хваталась за ручку двери и молилась, чтобы этот участок как можно скорее закончился. На самом деле страшного в этом отрезке ничего нет, и любая легковушка идет на этом небольшом участке со скоростью 20-40 километров в час.

Мой вам совет: как только вы упретесь в «конец дороги», за которым будет строящийся тоннель и дорога, уходящая вправо и вверх, дождитесь какого-но нибудь автомобиля, двигающегося в этом же направлении (желательно с Анталийскими номерами, начинающимися на «07» – значит местный и гарантированно знает куда ехать) и пристраивайтесь за ним, чтобы не потеряться на паре развязок неасфальтированной дороги.

Романтику описанных мест не передать словами. Тем не менее я попытаюсь сделать это, “отправив” в эти места одного из героев своей второй книги. Найти первую книгу, а также написать мне, можно на моем сайте timshtok.com.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Большой гид для релокантов в Турцию. Часть 1.

Большой гид для релокантов в Турцию. Часть 2.

Большой гид для релокантов в Турцию. Часть 3.

Оформление карты в Турции: пошаговая инструкция

Как сейчас снять жилье в Турции

Релокация в Турцию. Личный опыт

  

Санкции не страшны:
💳Иностранные карты для путешествий
🏨Где бронировать отели за рубли?
✈️Где искть авиабилеты?
🚘Как арендовать авто без карты?

❤️Приключения начинаются здесь
📲Установи приложение: iOS|Android

Фигня
0
Норм
0
Годнота!
5
Действующий журналист федерального СМИ. Постоянный автор туристических разделов ведущих изданий России. Круизный эксперт и опытный путешественник. Лично летает во все страны и пробует все на себе.