Как ввезти авто в Турцию и сколько можно ездить

19192

Автор – Тим Шток, профессиональный журналист, писатель. Сооснователь и старший админ крупнейшей русскоязычной группы соотечественников за рубежом «Русские в Анталии RA».

В последнее время, передвигаясь по популярным районам Анталии, начинаешь порой сомневаться: ты в Турции или где? Количество машин с российскими и украинскими номерами просто зашкаливает! Поток релокантов по понятным причинам большой и, казалось бы, все, кто приехали сюда, выяснили всю подноготную особенностей эксплуатации машины в Турции, оформили все необходимые документы и спокойно колесят по стране.

Но не тут-то было! Тут и там на форумах возникают одни и те же вопросы: «Какие штрафы?» «Сколько я имею право находиться с машиной в стране?» «Что будет, если…» А на днях мне позвонил один из подписчиков, который рассказал страшную историю, как полиция высадила его вместе с семьей из его же машины прямо посреди трассы, после чего машину увезли на эвакуаторе в неизвестном направлении.

Тогда я понял, что пора сделать на вашей любимой «Трэвелбелке» один большой материал для тех, кто за рулем и ответить на подавляющее большинство насущных вопросов. Причем все, что будет сказано ниже, пригодится не только тем, кто приехал или собирается приехать сюда на своем авто, но и тем, кто собирается брать машину в аренду на месте.

На какой срок можно въезжать на авто в Турцию

Чтобы ввезти автомобиль на территорию Турции, в первую очередь, нужно НЕ быть резидентом этой страны. Резидентом вы становитесь автоматически, как только проживете в стране 185 дней в году. А ввоз машин на иностранных номерах резидентам запрещен. Поэтому если вы релоцировались на ПМЖ, но первый раз прилетели на самолете, то с момента вашего первого приземления у вас есть всего 185 дней, чтобы успеть привезти сюда машину. Потом уже не пустят.

🔥 Для путешествий и покупок рекомендуем Карту Казахстана свободного банка. Все карты тут

Работаем 2 года, выдали 10000 карт, гарантия выдачи или возврат средств! На все карты действует рассрочка 0%

Максимальный срок, в течение которого ваш автомобиль с иностранными номерами может находиться на территории Турции, составляет 2 года. Но это отнюдь не значит, что можно въехать в страну и забыть про этот вопрос на указанный срок.

Давайте разбираться по порядку.

В момент пересечения границы на автомобиле вы получите в паспорт два штампа. Первый — обычный, который ставят всем, кто въехал в страну. Второй – с датой, написанной от руки пограничником. Эта дата и является сроком, до которого вам разрешено эксплуатировать свою машину на территории Турции без дополнительных действий.

Срок этот обычно ставится в соответствии самой ранней датой окончания срока действия одного из двух документов – ВНЖ (если есть) или страховки. Пример: вы въезжаете с ВНЖ, который заканчивается через шесть месяцев и со страховкой, которая действует еще год. Срок допуска для эксплуатации вашего авто на территории Турции будет равен шести месяцам.

А если у вас еще нет ВНЖ, то срок будет стандартный – два месяца (потому что именно столько вы имеете право находиться на территории Турции без визы).

Однако! Лично я въезжал на территорию Турции из Греции и мне, в отличие от тех, кто въезжает из Грузии, никакого дополнительного штампа не поставили! Если и вы столкнулись с этим, то в ближайшие дни после вашего приезда обязательно посетите таможню и уточните, какой срок пребывания вашего железного коня одобрил пропустивший вас пограничник.

«Обнуляет» ли временный выезд из страны этот срок в два года? Нет, не обнуляет! Более того, если вы прожили на территории Турции более 185 дней в году, вам за рулем вашего авто за пределы Турции нельзя ни ногой (если вы планируете вернуться обратно, конечно). Вы же помните, что резидентам въезд на иностранных номерах запрещен?

То есть, если вы прожили в Турции более полугода, а потом решили съездить на своей машине, например, в Грузию попить винца, то вам придется просидеть в Грузии еще полгода, чтобы иметь возможность вернуться оттуда на машине. Пешком (на самолете) – пожалуйста, на машине – нет, ждите полгода.

Легализовать автомобиль и оставить его навсегда тоже можно, но об этом – ниже.

(На фото — автор этого материала со своим авто в Турции)

Как продлить срок пребывания авто в Турции

Чтобы продлить срок законного пребывания вашего авто на территории Турции (в пределах отведенных двух лет), вам необходимо посетить таможню. Процедура эта достаточно простая и не требует никаких расходов. Берете документы и приезжаете в таможенное управление. Там вы должны предъявить страховку (никакая заграничная страховка не подойдет, принимаются только полисы турецких компаний!), ваш ВНЖ (если есть), а также документы на саму машину. В таможне, которую посетил я, все сотрудники отлично говорили по-английски, а мои подписчики рассказывали о сотруднике таможни в Анталии, который хорошо говорил по-русски.

Также таможню необходимо посетить в том случае, если вы подали документы на ВНЖ. То есть вы можете, конечно, уведомить ее о том, что вы уже получили ВНЖ, но, как правило, получить ВНЖ за два месяца у вас не получится, поэтому я и пишу «подали». Тот самый файл, который вы загрузите после успешной подачи заявления, нужно распечатать и отнести в таможню вместе со страховкой.

Чем грозит «не продленная» машина?

Ну, во-первых, эвакуатором. В самом начале этой статьи я упомянул о том, как полиция высадила семью из машины прямо посреди трассы и забрала машину на эвакуаторе. Штраф, кстати, был мизерный – около 500 лир (примерно 1600₽). Но ребятам пришлось искать такси до дома, а потом еще несколько дней разыскивать машину, которая кочевала по нескольким штрафстоянкам, добираясь до Анталии. Услуги эвакуаторов суммарно обошлись им в 5000 лир (примерно 16 000₽).

Но важно то, что у ребят на тот момент был ВНЖ и именно поэтому они обошлись штрафом в 500 лир как «законные жители», которые просто «запамятовали» легализовать автомобиль. Есть и другой пример: один парень въехал на машине без ВНЖ и подумал, что теперь он может ездить по Турции два года. Потом он спокойно получил ВНЖ, но забыл уведомить об этом таможню, которая все это время считала его злостным нарушителем. Когда он столкнулся с таможенниками, машину арестовали, а ему выставили штраф в… несколько тысяч долларов! Пришлось платить.

Большой гид для релокантов в Турцию. Часть 1.

Особенности эксплуатации авто в Турции

Помните: машину с иностранными номерами можно передавать в управление только члену семьи (то есть жене, ребенку, родителям). Если машину остановят для проверки, а за рулем будет кто-то еще, машину заберут на штрафстоянку, а штраф, если мне не изменяет память, составит около 5000 лир (примерно 16 000₽).

Если вы захотите выехать из Турции в другую страну, вы также обязаны посетить таможню и уведомить об этом намерении, а также сообщить адрес, по которому будет стоять ваша машина в период вашего отсутствия. Если этого не сделать, вас также оштрафуют, причем штраф будет назначен автоматически, после того как таможня зафиксирует отметку о вашем выезде и не найдет вашего заявления об адресе стоянки вашего авто.

А еще это требование закона полезно для вашего собственного спокойствия, поскольку если вы подали такое заявление и в период его действия камера засечет ваш автомобиль на дорогах, система тут же посчитает его угнанным и передаст «всем постам», поскольку вас в стране нет.

Если автомобиль в страну ввозили вы, а в ваше отсутствие на нем хочет ездить член вашей семьи – нет проблем. Напишите в заявлении что вы, как человек, который ввозил авто, уезжаете на время, а управлять автомобилем будет кто-то из близких родственников. Таможенники теоретически могут попросить документы, подтверждающие ваше родство.

Если вы привыкли обращать внимание на номера проезжающих или припаркованных машин, то вы наверняка уже не раз встречали в Анталии вот такие удивительные номера, не раскрывающие принадлежность машины к какой-то известной конкретной стране:

 

И только наметанный глаз человека из России заметит что-то до боли знакомое. Вы сейчас тоже поняли, что это за номер, правда?

Такие номера поначалу пользовались очень большой популярностью у релокантов. В глаза не бросаются, страну не выдают, читаются (в том числе камерами), идентифицировать автомобиль позволяют. Ну правда красота, не так ли?

Однако по словам моего знакомого, который живет здесь уже более 30 лет и все эти годы связан с автомобилями (у него свой прекрасный русскоязычный автосервис), полиция с середины ноября 2022 начала нещадно штрафовать владельцев таких номеров, поскольку они «не соответствуют установленному образцу».

Я тоже уже был готов заказать себе такие, но, узнав об этом, передумал. Ну и вас предупредил.

Местная страховка на авто в Турции

Первое, что хочется сказать в начале этой части статьи – не экономьте! Помните, турецкие законы достаточно суровы и жестоки, а еще, если верить многочисленным рассказам релокантов со стажем, про презумпцию невиновности здесь вспоминают редко.

«Чувак, ты вообще о чем?! Ты же, кажется, про страховку начал!» Именно! И начал со слов «не экономьте». Ибо в попытке сэкономить вы рискуете купить поддельный полис и все может оказаться куда хуже, чем вы могли бы предположить.

Дело в том, что, если вы, не дай Бог, попадете даже в самую мелкую аварию, в процессе разбора которой полиция выяснит, что у вас на руках поддельный полис, вы не сможете выставить себя жертвой мошенника, который вам его продал. И помимо того, что вам придется из своего кармана оплачивать ремонт машины пострадавшей стороне, вы вполне можете оказаться на скамье подсудимых.

Тот, кто вам этот полис продал, скажет, что до этого не видел вас в глаза и доказать обратное вы не сможете. А вот тот факт, что вы, попав в аварию, предъявили поддельный полис, доказывать не надо. Ибо это факт. И вам как нечего делать могут предъявить обвинение по статье «мошенничество».

Поэтому покупайте полис не в телеграме, не на лавочке у агента, которого вы видите в первый раз, а в офисе с вывеской Sigorta, по которой можно сделать вывод, что висит она тут уже не первый год. Местные страховщики получают свою комиссию от самих страховых, поэтому, как и в случае страхования здоровья, сумма, подлежащая к оплате, будет указана на самом полисе.

В июне 2022 года страховка на Kia C’eed с российскими номерами и объемом 1,6 л. обошлась мне в 6000 лир (примерно 20 000₽). Сейчас может быть несколько дороже, поскольку цены растут день ото дня. Согласен, кусаче. Но, как говорится, «любишь кататься – …»

Как сейчас снять жилье в Турции

Что делать, когда закончатся 2 года?

Спустя два года вы обязаны вывезти машину за пределы Турции и с этих пор лично вам въезд на территорию страны за рулем машины с иностранными номерами запрещен. Вы, конечно, можете просидеть вместе с машиной полгода за пределами территории Турции, лишиться, тем самым, статуса резидента и после въехать на ней снова, поэтому если этот вариант вам подходит, вы можете им воспользоваться.

Еще машину, конечно, можно легализовать, то есть растаможить и получить турецкие номера. Но пошлина составит около 100% аналогичной новой машины, поэтому растамаживать машину – дело банально невыгодное.

Но не спешите расстраиваться раньше времени. Вы же помните, что каждый человек имеет право на ввоз одной машины? Так вот фишка заключается в том, что ввозить ее совершенно не обязательно! Можно купить на месте! Да-да, иностранец может купить у другого иностранца машину на иностранных номерах! Но есть один нюанс: тот, кто покупает у вас машину, не должен быть резидентом.

И если «покупателем» будет ваша жена или ребенок, которые до этого не жили в Турции, а на момент сделки находятся здесь менее чем 185 дней, то вот вам еще два года эксплуатации.

Помните: законы в Турции меняются почти каждый день, поэтому так или иначе, прежде чем что-либо предпринимать, проконсультируйтесь с таможенниками.

Если же «продавать» таким образом машину некому, то можно попытаться продать ее другому, недавно приехавшему иностранцу по-настоящему. Количество таких сделок здесь очень невелико, но шанс найти того, кто захочет купить машину с дисконтом, но всего на два года, пусть и небольшой, но есть.

Если же и такого покупателя найти не удалось, то придется прибегнуть к самому распространенному способу попрощаться со своим железным конем, который используют релоканты. Выглядит он так: выставляете объявление на авито и/или авто.ру с честным описанием ситуации и указанием местом продажи Владикавказ. Машину нужно выставлять с дисконтом, чтобы гарантированно продать ее на месте.

После того как вы договоритесь сразу с несколькими потенциальными покупателями (несколькими – чтобы кто-то точно пришел на осмотр), выезжайте к оговоренной дате на место. Сделку лучше всего совершать через банк, по безналу. Некоторые банки оказывают такую услугу как «Безопасная сделка»: покупатель вносит деньги на свой счет, после этого вы едете и оформляете договор купли-продажи, вы возвращаетесь в банк, предъявляете договор сотрудникам и они тут же переводят деньги на ваш счет.

После этого вы садитесь на самолет и возвращаетесь в Турцию.

И, наконец, еще один способ. Перед тем, как рассказать о нем, я обязан сделать важную оговорку: я законопослушный гражданин и категорически против любого нарушения законов и ни в коем случае не призываю вас нарушать их. Я всего лишь расскажу о способе, о котором слышал от знакомых.

Итак, это не совсем легальный, но вполне рабочий способ избавиться от машины, также никуда не выезжая. Назовем его «Утиль на запчасти». Суть этого способа заключается в том, что официально ваша машина попадет в какую-то неприятную ситуацию, вследствие которой ее эксплуатация становится невозможной (сгорела, упала со скалы и т.п.), поэтому ее спишут как «непригодную к восстановлению» и «отправят на металлолом». Это все будет на бумаге. На деле же, вы продадите ее за полцены на запчасти какому-то автосервису, который возьмется организовать всю эту историю «под ключ».

Тут, кстати, в тему вспоминается старый анекдот: «Слушай, как профессиональный страховой агент, скажи мне: если я застрахую у тебя машину на $100 000, а завтра она сгорит – сколько я получу?» — «Пять лет».

И небольшой апдейт, который я дописал прямо перед публикацией этого материала. По данным моего знакомого, хорошо разбирающегося в теме, совсем недавно был принят закон, который позволяет «одеть» машину в турецкие номера и спокойно передвигаться по стране более двух лет. Для этого нужно внести на счет налоговой депозит в размере нескольких тысяч долларов, который вы получите обратно, когда решите вывезти машину из страны насовсем. Подробностей, увы, пока не знаю, поэтому если этот способ легализации вам интересен, то уточните подробности в таможенном управлении вашего региона.

Оформление карты в Турции: пошаговая инструкция

Местные права в Турции

Нужно ли получать местные права, если вы собираетесь задержаться в Турции надолго? Да, нужно. По закону вы можете ездить с российскими правами не более полугода, после чего обязаны получить местное водительское удостоверение.

В реальности полиция никогда не интересуется тем, соблюли ли вы эти сроки. Ведь если вы выехали за пределы страны хотя бы на один день, счетчик этих шести месяцев обнуляется. А выезжали вы на самом деле или нет – им не интересно. Поэтому я знаю немало людей, которые много лет ездят с иностранными правами и ни разу не слышал от кого-то из них, что полиция проверила срок пребывания и сказала «ай-яй-яй».

Тем не менее, местное в/у получить нужно. Во-первых, если, не дай Бог вы попадете в какую-либо аварию, в ходе разбирательства которой подтянут все официальные данные о вас, то выяснится, что вы ездили с недействительным в/у. Считайте без прав! Приятного тут будет, мягко говоря, мало.

Есть и еще пара менее значимых, но резонных причин получить национальное турецкое водительское удостоверение. Во-первых, вы сможете положить дома вашу «родную» карточку и не переживать, что она, например, где-то потеряется. Во-вторых, водительское удостоверение — это вполне законный документ, идентифицирующий гражданина во всем мире (конечно не везде, но очень много где). И если вы где-то не захотите афишировать ваше гражданство, турецкие права станут для вас отличным подспорьем.

Получить турецкие «права» очень несложно. Нужно приехать в местное отделение Trafik Polis, показать свое «родное» удостоверение, карточку ВНЖ и документ об образовании (диплом или школьный аттестат), после чего ждать около месяца или двух. За это время полицейские отправят запрос своим коллегам на вашу родину, те подтвердят, что на самом деле выдавали вам права с вашими категориями, после чего вас вызовут в тот же Trafik Polis, сфотографируют и вы выйдете оттуда с новой турецкой карточкой.

Релокация в Турцию. Личный опыт

 

Штрафы в Турции

Самый распространенный вопрос, который я слышу от подписчиков, звучит так: «А на российские номера вообще приходят штрафы?» Отвечаю: еще как приходят!

Если вы въехали в страну с целью получения ВНЖ и нарушили где-то до его получения, штрафы вы получите по адресу регистрации сразу же, после того как вам одобрят ВНЖ.

Если вы въехали в страну и не собирались получать ВНЖ, то штрафы вам предъявят на границе при выезде и пока вы их не оплатите, вы никуда не уедете.

Многих очень удивляют довольно непривычные нашему глазу знаки «82», которые то и дело встречаются на турецких дорогах. Однако природа происхождения таких знаков очень проста. В Турции, в отличие от России, нет понятия превышения на сколько-то километров в час. Превышение здесь считается в процентах от разрешенной скорости и нештрафумый порог составляет десять процентов. Поэтому «в переводе на русский» этот знак означает «Окей, можно 90, но не больше!»

А если больше? Давайте поговорим о штрафах и начнем, конечно же, с самых распространенных – за превышение. Суммы штрафов растут год от года, но в середине 2022 они составляли:

  • Превышение на 11-30% (91-107 км/ч при ограничении 82) — 935 лир.
  • Превышение на 31-40% (107-115 км/ч при ограничении 82) — 2488 лир.
  • На 41% и более — 4000 лир.

Ну и пройдемся по другим, наиболее распространенным штрафам:

  • Непристегнутый ремень – 1000 лир.
  • Разговор по мобильному без Hands Free – 535 лир.
  • Проезд на красный – 936 лир.
  • Парковка под запрещающим знаком – 709 лир.
  • Движение по «встречке» – 2000 лир.

Превышение дозы алкоголя в крови – 1000-4000 лир (зависит от того, попадались ли вы с этим нарушением ранее; если нет – 1000 лир, если второй раз – 3250, в третий – 4000). Отказ от теста на алкоголь – 10 000 лир.

До недавнего времени камеры в Турции фиксировали только нарушения скоростного режима, но с 2022 года в крупных городах (в том числе и в Анталии) начали появляться камеры, фиксирующие пересечение стоп-линии во время красного сигнала светофора, что приравнивается к проезду на красный свет.

Если у вас есть подозрение, что вы могли где-то попасть «на камеру», проверить, есть ли у вас штрафы, можно вот на этом портале: https://ivd.gib.gov.tr/tvd_side/

Здесь вам будет нужно выбрать пункт Foreign Vehicle Payments, далее ввести номер своего авто и проверочный код.

Платные дороги в Турции

Многие платные дороги в Турции работают по принципу «безбарьерной оплаты» и вы, возможно, даже не подозреваете, что остались должны за проезд по «платке»! Поэтому, приехав из путешествия по стране, спустя три дня (данные в систему поступают с задержкой) проверьте наличие выставленных счетов вот здесь: https://webihlaltakip.kgm.gov.tr/WebIhlalSorgulama/Sayfalar/Sorgulama

На странице входа нужно ввести номер машины, решить простой математический пример и за ним ввести через пробел вторую часть проверочной капчи. И не забыть поставить галку.

В самом низу страницы, которая откроется перед вами, после того, как вы нажмете на кнопку Sorgula, вы увидите общую сумму к оплате, которую вы должны за проезд по платным дорогам. Оплатить задолженность можно тут же, онлайн.

Желаю вам моментально и без пробуксовки выруливать из всех неприятных ситуаций! Если у вас будут какие-либо вопросы и/или дополнения, вы всегда можете написать мне через форму обратной связи на сайте timshtok.com.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Путешествия по Турции из Анталии и Кемера

20 вещей, которые надо знать перед посещением Памуккале 

Личный опыт: 2500 км на автомобиле по Турции

Санкции не страшны:
💳Иностранные карты для путешествий
🏨Где бронировать отели за рубли?
✈️Где искть авиабилеты?
🚘Как арендовать авто без карты?

❤️Приключения начинаются здесь
📲Установи приложение: iOS|Android

Фигня
14
Норм
6
Годнота!
30
Действующий журналист федерального СМИ. Постоянный автор туристических разделов ведущих изданий России. Круизный эксперт и опытный путешественник. Лично летает во все страны и пробует все на себе.